Маркировка товаров - на очереди молоко и велосипеды

Москва, 09.09.2020
Темой совещания президента с членами правительства в среду стала маркировка товаров

Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

 

Маркировка усложняет маскировку (контрафакта)

 

Во вторник Владимир Путин, говорится в сообщении пресс-службы Кремля, провел совещание с членами правительства о развитии системы маркировки товаров. Эта тема ушла было в тень другой, наиболее актуальной  – подготовки к отопительному сезону. Но будучи маркированная как основная, она не могла так и остаться не обсужденной.

Участникам совещания предстояло наметить дальнейшее развитие системы, при которой на упаковку товара или товарный ярлык наносится ставший уже привычным штрихкод разноразмерными квадратами, «шашечками». В нем закодированы данные, которые мы привыкли высматривать на упаковках, скажем, молочных продуктов: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Называется это матричный штрихкод, или в рамках нашей неистребимой англофонии – Data Matrix.

Кстати, молочные продукты, судя по сообщениям, и станут следующими носителями таких кодов. Сейчас маркировка товаров в России формально носит характер эксперимента, но ставит его твердая рука, не отвертишься. Он включает, напоминает ТАСС, обязательную маркировку табака, духов, шин и пневматических покрышек, фотокамер и ламп-вспышек, а также пяти групп изделий легкой промышленности. Эти товары стали маркировать в 2019 году, а с 1 июля 2020 года началась обязательная маркировка лекарств и обуви.

К 2024 году, обещают провайдеры цифрового мира, в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров. Ее оператор - Центр развития перспективных технологий, созданный на основе государственно-частного партнерства, сообщает ТАСС.

Докладчиком о процессе внедрении маркировки был глава Минпромторга России Денис Мантуров. Но что именно он сказал, и к 19 часам еще не было известно. Ограничимся тем, что министр мог сказать.

Маркировка товаров – это процесс, который позволяет проследить путь товара от производителя до покупателя, поясняет первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. И для легальных товаропроизводителей и продавцов система несет очевидные плюсы: снижает уровень конкуренции с нелегальным товаром и фальсификатом, дает гарантии необходимого качества и соответствия всем требованиям российского законодательства. Эта мера, в первую очередь, способна значительно сократить объем фальсификата, который в некоторых товарных категориях достигает 50-60% (табачные изделия, обувь и т.д.). В конечном счете, маркировка товаров защищает российских производителей и ритейлеров, а также проводится в интересах потребителей, которые гарантированно покупают качественный товар, а не подделку.

Однако маркировка – это целый технологический процесс, специальные линии на производствах, и потом многие опасались, что в результате вырастет стоимость продукции разных направлений, отмечает эксперт. Но по факту стоимость разных товаров выросла незначительно – на 2-5% в зависимости от товарного направления. Маркировка товаров была запущена еще в 2016 году и с тех пор стало очевидно, что это нужный инструмент, так как доля фальсификата сократилась по разным категориям на 25-50%. В конце 2019 года Правительство РФ утвердило порядок и правила маркировки четырех новых товарных групп – парфюмерии, шин и покрышек, одежды, текстиля, белья, фототехники. 

Пилотные проекты по всем этим товарным группам завершились 30 ноября 2019 года. Внедрение маркировки товаров для этих групп началось 8 января 2020 года и будет проводиться поэтапно. В дальнейшем список товаров для маркировки будет расширяться и наличие такого знака на продукции станет обязательным требованием. По разным данным, снижение доли фальсификата на 50–60% приводит к росту выручки легальных производителей: от 50-100 млрд руб. на отрасль (при доле незаконного оборота 5–10%) до 200–250 млрд руб. (при доле 45–50%). Таким образом, полагает Павел Сигал, через год-два затраты на оборудование по маркировке продукции, как правило, окупаются.

«Шашечки» - и ехать 

 

Формирование единой национальной системы маркировки и отслеживания товаров в России – это многоэтапная стратегия государства, отмечает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Полная ее реализация намечена к 2024 году, что будет подразумевать введение почти тотальной маркировки на большую категорию потребительских товаров. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы максимально обелить сектор легкой промышленности, снизить до минимума уровень как зарубежного так и отечественного контрафакта. За счет этого потенциально доходы государства от налоговых поступлений существенно вырастут, а потребители будут защищены от недоброкачественных изделий. Более того: легальные производители смогут нарастить выпуск продукции что позволит им получать больший доход и работать в зоне честной конкуренции.

В целом там, где маркировка уже действует, заметен существенный положительный эффект, в качестве примера можно привести шубы. Официальные продажи этого дорого предмета женского гардероба выросли сразу в 9 раз – оборот увеличился с 8,5 в 2015 году до 76,2 млрд рублей в 2018 году. Тоже самое можно сказать и про обороты табачной и лекарственной продукции. Заметно увеличился объем легального обувного рынка, что в очередной раз доказывает целесообразность этой меры.

Экономический же эффект от введения маркировки в целом ожидается крайне внушительный, указывает эксперт. Так, экономисты оценивают ее вклад в ВВП до 1,2%, это произойдет за счет снижения незаконного оборота товаров, который сейчас оценивается в размере до 2,5 трлн рублей. В общей сложности дополнительный доход государства может быть оценен в 360 млрд рублей ежегодно. Еще также порядка 160 млрд руб. принесет косвенный доход от повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности. Data matrix – это все равно что паспорт для каждого товара, его нанесение и отслеживание через систему Центра развития перспективных технологий позволит полностью отказаться от расходов на контроль за каждой товарной группой, каждый такой контроль оценивается в сумму от 1 до 1,5 млрд руб. в год.  

Завершение реализации программы тотальной маркировки еще впереди, но уже сейчас под нее подпадают крайне важные категории товаров, относящиеся как к товарам первой необходимости, так и к тем, где доля контрафакта значительно высока, отмечает Алексей Антонов. На текущий момент система охватывает – лекарства, табачные изделия, обувь, одежду и некоторые категории легпрома, шубы, парфюмерию, автомобильные шины и покрышки, фотоаппараты.

В ближайшее время официально будут маркироваться – молочная продукция, велосипеды, кресла-коляски. В текущем году ожидается введение маркировки минеральной воды, заключил аналитик.

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  2. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
  3. Турция на всех парах мчится к финансовой катастрофе
    Экономика Турции приближается к краху. Курс национальной валюты - лиры - обновляет исторические минимумы день за днем буквально без остановки, и это не атака спекулянтов, а отражение реального положения дел
Реклама