Методы и особенности управления товарными запасами

2 октября 2020, 12:40

Товарные запасы представляют собой важную составляющую оборотных средств любого торгового заведения.

На них приходится значительная доля денежных расходов, по этой причине важнейшее условие недопущения неоправданных затрат заключается в грамотном управлении запасами.

Основные подходы к управлению товарными запасами

Профессиональное управление товарными запасами используются два подхода. Первый из них состоит в постоянном поддержании фиксированного по величине заказа товара с отправкой поставщику заявки немедленно после снижения объема запасов до определенного уровня, который установлен в качестве нормы. В таком случае учет товаров осуществляется непрерывно для обеспечения возможности своевременной подачи новой заявки.

Второй подход заключается в подаче заявок через равные отрезки времени, то есть в этом случае устанавливается определенный период времени между заказами, по окончании которого делается следующий заказ. В данном случае объем заявки определяется как разница между тем количеством товара, которое было в начале нормативного периода и тем, которое было в конце. Это количество обеспечивает возможность не уменьшать продажи до прихода следующей партии товара.

Данные подходы могут комбинироваться при формировании заказов разных товаров с учетом их физических свойств, востребованности, продолжительности доставки, сезонности, сроков годности и т. д.

Основные методы, используемые для управления товарными запасами

Учет товаров в торговой деятельности осуществляется при помощи следующих методов:

  • снятие остатков (инвентаризация) – частичный либо полный пересчет имеющихся товаров с фиксацией полученных результатов;
  • бухучет – сопоставление фактически присутствующих товаров со сведениями, полученными из документов.

Учет товарных запасов может быть оптимизирован путем разработки ассортиментной политики. Для этого выполняются следующие действия:

  • весь товар делится по классификациям и группам, после чего производится формирование запасов в соответствии с предложениями поставщиков и с учетом запросов покупателей;
  • ассортимент пополняется на основании общей статистики продаж и анализа востребованности со стороны покупателей отдельных товаров, входящих в разные ценовые категории;
  • объем товарных запасов варьируется с использованием сезонных распродаж, всевозможных акций и других маркетинговых приемов.

Для эффективного учета запасов торговой организации обязательно нужно грамотно выстроить взаимодействие с поставщиками, контролировать сделки, сроки, доставку, документы и т. п. Таким образом, управление запасами представляет собой трудоемкий разносторонний процесс, требующий специальных знаний, больших временных затрат, дополнительных человеческих ресурсов и согласованности операций по снабжению торговой организации товарами.