Николь Кидман и Хью Грант оглядываются назад

Тамара Ларина
12 декабря 2020, 14:18

Новый проект HBO, криминальный триллер «Отыграть назад», стартовавший в конце октября (в России — на сервисе «Амедиатека»), вызывает слишком много ассоциаций с их же «Большой маленькой ложью» и процедуралом «Защищая Джейкоба», выпущенным Apple TV+. Однако не дотягивает до обоих ни по криминальной интриге, ни по силе художественного воздействия. Тем не менее, у проекта наберется энное количество очевидных достоинств, иначе бы зрительская любовь не вознесла сериал до верхушки топ-листов.

Шестисерийный сериал «Отыграть назад» — экранизация романа Джин Хафф Корелиц «Ты должна была знать». Режиссером всех серий позвали датчанку Сюзанну Бир, отметившуюся в последнее время стильным британо-американским мини-сериалом «Ночной администратор» и постапокалиптическим триллером от Netflix «Птичий короб». В операторы тоже пригласили не абы какого, а Энтони Дод Мэнтла, работавшего с Ларсом фон Триером и Дэнни Бойлом.

Идеологом и сценаристом шоу выступил блестящий шоураннер Дэвид Э. Келли, обладатель одиннадцати премий «Эмми». Да-да, тот самый, что вместе с Николь Кидман создал шедевр «Большая маленькая ложь». И вот Кидман и Келли снова вместе, снова создают привлекательную и, казалось бы, беспроигрышную историю.

На этот раз нам предлагается переместиться с побережья Калифорнии в Нью-Йорк и посмотреть на манхэттенский истеблишмент, на богатых американцев, которые тоже плачут, но все с теми же отработанными рефренами из «Лжи». Опять фигурируют элитная частная школа, обучение в которой стоит пятьдесят тысяч долларов в год, вновь респектабельные мамашки собираются в кружок и судачат о «белой вороне» из среднего класса, попавшей в их великосветский клуб по социальному гранту. Снова одно загадочное убийство, и до последней серии не ясно, кто же убийца.

Основной манок проекта — актерский дуэт двух друзей по жизни: волшебно вдруг помолодевшей на десяток лет Николь Кидман и изящно увядающего британского красавца Хью Гранта. Однако вот парадокс: все эти прекрасные талантливые люди не смогли поставить проект на твердую ногу.

Познакомимся поближе

Грейс Фрейзер (Кидман) — просто эталон современной аристократки. Дочь миллионера (в роли отца благородный Дональд Сазерленд) живет в роскошной манхэттенской квартире с видом на Центральный парк. У нее не пыльная работа семейного психотерапевта, любящий муж Джонатан (Хью Грант), известный детский онколог, и идеальный сын Генри (Ноа Джуп из «Тихого места»), играющий на скрипке. А также — классические бутерброды с арахисовым маслом на завтрак, «айлавю» и теплые похлопывания по плечу. Не жизнь — сказка! Однако идиллия оказалась иллюзорной, как это зачастую и бывает: под кристальной поверхностью есть неприглядное ржавое дно.

Грейс в своей дебютной мотивационной книге пишет: «женщины обязаны полагаться на свою интуицию, все самое важное о партнере можно узнать во время первой встречи» — такова доминирующая концепция в ее работе с клиентами. Она с легкой надменностью и самоуверенностью раздает советы супружеским парам, полагаясь на свою 20-летнюю практику и личное семейное благополучие. Однако буквально накануне выхода книги в свет на Грейс, образно говоря, с грохотом обрушивается потолок, и из дорогих антикварных шкафов вываливаются пыльные почерневшие скелеты. Череда последующих событий вдребезги разносит базовые убеждения главной героини.

Однажды ночью

На роскошной светской вечеринке по случаю аукциона, где истеблишмент сверкает улыбками и бриллиантами, Грейс знакомится с загадочной женщиной, которая своим вызывающим видом привлекает и отталкивает одновременно. Эта пышногрудая латиноамериканка Элен (ее сыграла итальянская певица Матильда Де Анджелис) пытается что-то сказать Грейс в лифте. Но после нескольких несвязных фраз целует Грейс в губы и срывается с мероприятия в тревожном возбуждении. На утро неподалеку от места вечеринки обнаружен труп Элен: произошло жестокое убийство.

Муж Грейс, Джонатан, бесследно исчезает, оставляя дома свой мобильный телефон. После недолгих разбирательств подозрения падают на него. Такова завязка, уместившаяся в первый эпизод.

У погрузневшего, но не растерявшего обаяния и профессиональной формы Хью Гранта сложная и буквально ключевая роль. Видимо, нетипичного амплуа скользкого гада в «Джентльменах» Гая Ричи артисту показалось недостаточным, чтобы разбить стереотип романтического интеллигента. В работе над ролью актер много общался с врачами-онкологами, чтобы глубже понять их мотивы, разобраться, что они ощущают, спасая людей: «Я хотел увидеть, как пациенты боготворят их, хотел понять, настолько ли доктора изумительны, насколько они кажутся. Может ли за всем этим скрываться опасный нарциссизм». Пять последующих серий пойманному в ловушку несложного ребуса зрителю предстоит внимательно вглядываться в гримасы, прищуры, искренние и неискренние улыбки — в целом, лицезреть весь мимический актерский арсенал, на который способен Грант, поскольку слов он произносит немного. И все это ради того, чтобы понять, причастен ли его герой к убийству или нет.

К чему весь сыр-бор?

По всей видимости, шоураннер Дэвид Э. Келли решил поставить на конвейер производство сериалов для HBO на основе современного американского женского романа, той самой литературной основы, что в большинстве своем обещает серьезную психологическую драму. Вот и «Отыграть назад» навряд ли хоть сколько-нибудь интересен детективной коллизией, ставка здесь сделана на интригующую непредсказуемость взаимоотношений давно знающих друг друга людей. Однако, к сожалению, требуемой глубины создатели так и не добились.

При всем старании звездных создателей, «Отыграть назад», балансируя между семейной и судебной драмой, не складывается в полноценную убедительную историю. В сериале отсутствует упругий ритм и хотя бы намек на саспенс, как это было в абсолютно великолепном «Защищая Джейкоба» с похожим сюжетом. Неправильно налаженные повествовательные механизмы, скупой телевизионный монтаж, бессмысленные, никуда не ведущие сцены, видимо из-за отсутствия достаточного сценарного материала на сериал (так почему было не ограничиться двухчасовой картиной?) — все вместе не работает на идею, ради которой затевался проект.

Основную мысль шоу попросту можно выразить как «в глазу чужом — соринку видим, в своём — бревна не разглядим». Психиатр Грейс, весь сериал дефилируя туда-сюда в роскошных балахонах с идеальной прической и бледным, как петербургская белая ночь лицом, становится почти параноиком, пытаясь разглядеть в любимом супруге психопата, или же напротив — защитить его от своих собственных подозрений. Это ей-то, дававшей направо и налево советы за огромные деньги, теперь приходится судорожно оглядываться назад в свое и мужнино прошлое, чтобы разглядеть, где же она оступилась. А зритель тем временем, если заскучает, может насладиться восхитительными видами Нью-Йорка.