Любое стратегическое планирование - работа многоступенчатая

В прошлом году началась разработка долгосрочной стратегии социально-экономического и пространственного развития столицы Молдовы – Кишинева. Разработкой занимается международная команда, в которую вошли компании: московская Academy of Real Estate, которая осуществляет общую координацию, российское бюро Master's Plan, которое является генеральным проектировщиком стратегии, а Cushman & Wakefield занимается разработкой предложений в социально-экономическом блоке.

предоставлено пресс-службой

О своей части работы в проекте рассказала глава компании Master's Plan Юлия Зубарик.

- На каком этапе сейчас находится разработка стратегии?

- Сегодня мы завершили сбор исходных данных для дальнейшей работы - информации о городе, его проблемах и достоинствах, провели их анализ и направили полученные результаты в примэрию Кишинева. Помимо анализа особенностей развития города мы проводили социологическое исследование среди горожан, собрали около 4 тыс. ответов – анкета еще открыта в основном от аудитории активного возраста 20-45 лет, на основании которых мы делаем определенные выводы. Также было проведено более 30 экспертных интервью в области IT, девелопмента, среднего и малого бизнеса. За счет того у нас есть большой объем первичной информации, с которой можно работать. При разработке проекта мы затрагиваем пять секторов города: Центр, Ботаника, Чеканы, Рышкановка, Буюкань, и восемнадцать субурбий: Трушень, Ватра, Гидигич, Грэтиешть, Криково, Чореску, Стэучень, Тохатин, Крузешть, Будешть, Вадул-луй-Водэ, Колоница, Бубуечь, Сынжера, Бачой, Кодру, Дурлешть, Кондрица.

Хочу отметить, что нам содействуют и принимает активное участие в нашей работе администрация города – примар Кишинева Ион Чебан, главный архитектор города Светлана Доготару, администрация ближайших сел и примэрий всей муниципии. Мы разрабатываем стратегию не только самого Кишинева, но и всего муниципалитета, в который входит более 30 населенных пунктов. В сентябре благодаря помощи администрации мы встретились и поговорили со всеми примэриями, выслушали обо всех их проблемах, которые они хотели бы решить.

Сегодня идет согласование и представление стратегии на уровне муниципальных советов, фракций. Политические партии также активно занимаются отслеживанием этой работы и ее согласованием.

Надо сказать, что при работе мы столкнулись с рядом проблем, связанных с отсутствием материалов для разработки. И проблема была не столько во взаимодействии структур в городе, сколько отсутствие статистических данных. К сожалению, все данные не слишком систематизированы, и много информации пришлось собирать по крупицам, искать в различных источниках. Все эти данные будут также использованы на втором этапе, когда румынская компания из Бухареста начнет разработку генерального плана города на базе нашей стратегии, так что мы им в этом сильно помогли.

- Узнали ли вы что-то интересное о городе и горожанах?

- Конечно. Среди любопытных фактов – в городе отрицательная демография, связанная с хорошим образованием. Причина этого противоречия в том, что молодежь, получив образование, которое котируется в Европе (а страна граничит с Запада с Венгрией и Румынией), сразу после окончания вузов уезжает в эти страны, которые становятся для них стартовой площадкой для переезда дальше в Западную Европу. Особенно интересны в Европе специалисты в области IT и медицины, которых там с удовольствием забирают.

Казалось бы, наличие хорошего образования – драйвер для развития экономики, но для Кишинева, где зарплаты много ниже, чем в соседних странах, ситуация складывается как раз наоборот. Для примера - средняя зарплата в Кишиневе – 321 евро, России – 483 евро, Румынии – 1080 евро.

Тем не менее, в Кишиневе неплохо развита IT- индустрия. Что же касается производственно-индустриальной сферы, то в городе она практически пришла в упадок, и это тоже влияет на развитие города.

Кишинев, как и другие индустриальные города, когда-то складывался вокруг производств, которые в свою очередь, располагались по берегам реки Бык. Теперь эти производственные территории – очень хороший ресурс для развития города, и своей задачей мы видим переосмысление этих территорий под общественно-жилую застройку. Примером может служить наше предложение по редевелопменту территории старого тракторного завода. Также у Кишинева есть проблемы, как и у Москвы с ветхим жилым фондом. Как и в Москве, в основном к нему относятся  пятиэтажки.

- Какие предложения вы будете давать в рамках следующего этапа?

- Второй этап – это уже наши предложения по развитию города. Первая задача – изменения в историческом центре города и в первую очередь транспортной ситуации. В Кишиневе большие проблемы с транспортной структурой. В городе прекрасный исторический центр, который сформировался в конце XIX - начале XX века с линейной структурой. По схеме построения кварталов, центр можно сравнить в шахматной доской. А так как в городе есть нехватка транспортных связей между районами, то получается, что центр стал транзитной зоной для всего города. Кроме того, в своей стратегии мы рассматриваем муниципию в целом. Это агломерационное образование, где люди, проживающие за границей городской черты, работают в городе, и вся трудовая миграция приходится на столицу. Транспортная инфраструктура на это не рассчитана. В результате в городе сплошные пробки, скорая может добираться до окраин и ближайших деревень по нескольку часов. Структура города линейная и нет никаких кольцевых трасс, чтобы предусмотреть альтернативные маршруты. Наша задача сформировать районные связи вне центра города, и также освободить центр, частично сделать его пешеходным.

Также мы видим необходимость в развитии общественного транспорта, развитие внеуличного транспорта – трамвая. В городе логичным было бы появление транспортно-пересадочных узлов, возможно с переносом автовокзалов.

В том числе мы хотим предложить новое административно-территориальное деление, том числе закрепление границ исторического центра и установку регламентов застройки для центральной части;  развитие административного центра - строительство Сити.

Вторая задача – создание комфортной городской застройки. Здесь предполагается комплексная застройка свободных территорий с созданием полноценных районов. Есть различные варианты по реновации ветхого фонда. Возможно, попробуем применить московскую практику реновации, но, конечно, не в таких объемах. Нашим заказчикам при примэрии Кишинева нравится, как это делается в Москве. Также необходимо вмешательство в структуру сложившихся районов, где нужно создавать общественно-досуговые центры, благоустраивать дворовые территории, создавать пешеходные связи в системе вновь создаваемых общественных территорий в городе.

Также необходимо разобраться с парковками. Сейчас бросить машину можно в любой точке города - как было в Москве десять лет назад – полный хаос парковочного пространства.

Есть предложения и по приспособлению исторических зданий, например, старой Табачной фабрики в субурбии Грэтиешть, которое может получить новые важные для горожан функции в сфере креативных индустрий.

Конечно, в городе есть не только проблемы. Кишинев всегда считался самым зеленым городом СССР. Город называют белым каменным цветком – огромное число зданий в центре построены из известняка, который добывали под Кишиневом. И когда мы спрашивали людей об их любимых местах, местах силы, большинство говорили, что это центр и парки. Горожане очень любят свои парки, и сегодня уже идет работа по их приведению в надлежащий вид, в том числе на базе московского опыта. Прокладываются дорожки, сажаются новые деревья. Эту работу нужно продолжать и дальше.

Нами сформирован лонглист из примерно 30 пунктов того, что мы предлагаем развивать на втором этапе. И сейчас мы совместно с примэрией решаем, какие задачи первоочередные, какие среднеочередные, какие долгосрочные. Т.е. у нас сейчас задача – определить те стратегические направления, с которыми мы будем работать на втором этапе.

И, конечно, наша базовая рекомендация производить изменения с учетом мнения жителей. Наш московский опыт показал – что это правильный путь.

- Как дальше будет строиться работа? 

- Стратегия пространственного развития города должна быть готова в феврале 2021 года. Почти каждую неделю мы проводим совещания с примаром, вице-примаром по этому проекту, где мы делимся идеями и проектными предложениями. Мы уже начали выбирать направления, которые были бы интересны городу и на которых хотелось бы акцентировать внимание. Любое стратегическое планирование - работа многоступенчатая. Как раз сейчас мы в процессе обсуждения с администрацией города, какие мероприятия уже могут быть заложены, чтобы было выделено финансирование на ближайшие два-три года, чтобы дальше они уже могли их прорабатывать самостоятельно.

Сегодня мы еще завершаем работу над сбором информации, продолжаем сбор интервью.

Когда наши румынские коллеги начнут разработку генерального плана города, мы будем состоять в рабочей группе и вести авторский надзор, чтобы идеи стратегии были корректно положены на генплан города.