Особенности обучения менеджменту качества

6 февраля 2021, 11:59

Создание и внедрение системы менеджмента качества требует участия обученных сотрудников, даже если для решения этой задачи привлекаются внешние консультанты.

Обучение по качеству должно проводиться для следующих категорий персонала:

  • топ-менеджеры;
  • специалисты компании;
  • внутренние аудиторы;
  • сотрудники подразделений.

Объемы и программы обучения данных категорий различаются. Из числа топ-менеджеров обучение должны пройти руководитель компании и все его заместители. Главные цели обучения топ-менеджеров заключаются в информировании о системе менеджмента качества, ознакомлении с преимуществами, получаемыми от внедрения системы качества, а также с положениями стандартов ISO серии 9000. Руководство компании должно понимать свою роль в создании и работе данной системы.

Специалисты компании, из которых состоит рабочая группа по качеству, принимают на себя основную нагрузку по созданию, внедрению и поддержанию работы системы менеджмента качества. Цель их обучения состоит в обеспечении понимания тех требований, которые предусмотрены стандартом ISO 9001:2015, и способности самостоятельно создавать и внедрять данную систему. Внутренние аудиторы системы менеджмента качества могут быть выбраны из их числа.

Задача внутренних аудиторов заключается в проведении регулярных проверок работоспособности системы менеджмента качества. По этой причине они должны быть хорошо знакомы с требованиями, предусмотренными стандартом ISO 9001:2015, а также с методами и техникой выполнения аудита систем качества. Помимо этого, для увеличения эффективности проводимых аудитов желательно, чтобы они хорошо знали все стороны деятельности компании. Помимо членов рабочей группы, занимающейся внедрением системы качества, внутренними аудиторами могут быть назначены другие работники компании. В число тем, которые они должны знать, входят требования стандарта ISO 9001:2015 с акцентом на методы проверки осуществления требований, документация аудита, организация и планирование аудита, правила и способы проведения аудитных бесед, анализ итогов аудита. В процессе обучения желательно провести учебный аудит.

Сотрудники подразделений должны научиться работать в системе качества, по этой причине основная цель их обучения – работа по документам и процедурам системы менеджмента качества. Прежде чем приступать к использованию документа или процедуры системы качества, нужно рассказать сотрудникам подразделений, в чем заключается цель их внедрения и каким образом выполняется с их помощью работа. Объем обучения определяется сложностью документов и процедур.