По чему и как в Москве можно будет пойти в театр и в музей

Елизавета Смирнова
27 октября 2021, 00:10

В некоторые театры можно прийти и без OR-кода, и это одна из самых волнующих новостей нынешнего театрального сезона. Но во всех музеях кассы, хотя и на время. становятся музейными экспонатами

Коллаж: Тамара Ларина

Код доступа к культуре

Приостанавливая с четверга, 28 октября и до 7 ноября включительно работу большинства организаций и предприятий, включая «проведение массовых культурных, зрелищных, спортивных, рекламных, развлекательных и прочих мероприятий» и, как пояснили Expert.ru в Департаменте культуры города Москвы, деятельность библиотек, выставочных залов и галерей, московская мэрия делает исключение для театров и музеев.

Они будут принимать посетителей и в нерабочие дни с условием заполняемости помещений не более, чем на 50% и использования QR-кодов. После 8 ноября заполнять залы можно будет уже на 70%. Однако коды для посетителей останутся обязательными.

Как заявил в прошлую пятницу мэр Сергей Собянин, жить с QR-кодами музеям и театрам придется еще долго. А получить их смогут граждане, прошедшие полный курс вакцинации, переболевшие коронавирусом в течение последних шести месяцев или имеющие отрицательный результат ПЦР-теста.

В предыдущие нерабочие дни весной прошлого года свою работу прекращали все учреждения культуры без исключения. Симпатия властей к двум их видам, наиболее традиционным, и радует, и удивляет, заставляя искать ответ на вопрос, чем она вызвана. Насколько удалось выяснить, причина поблажек в том, что закрывая театры с их большими труппами и музеи с немалым количеством сотрудников, властям приходится поддерживать огонь в этих очагах культуры целиком за счет бюджета. Так что в этот раз ситуация складывается более позитивно, хотя и не обещает быть легкой. Но руководства театров и музеев уже ищут решения для работы в кризисной обстановке.

Трудные решения для трудных времен

Российская театральная история вынесла на своих плечах немало бед. Однако театры практически никогда не останавливали работу, даже в Великую Отечественную Войну. Военная театральная жизнь складывалась не только из постановок фронтовых бригад. А таких бригад, заметим, в действующей армии с 41 по 45 год выступило более трех с половиной тысяч. Но свою работу многие театры не прекращали и в стационарном режиме. Так, за время войны МХАТ им. Чехова выпустил семь премьер. А в Большом театре, в 41-м году эвакуированном в Куйбышев (ныне Самара), уже 5 марта 1942 года состоялось первое исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.

Пандемия, разделившая жизнь многих из нас на «до» и «после» весны прошлого года, также стала большим испытанием для российских театров. Прошлой весной они, как и прочие учреждения культуры, вынуждены были уйти в многодневный незапланированный отпуск, из-за чего некоторые постановки, которые только готовились к премьере, пришлось отложить до следующего сезона. И потому сегодняшние ограничения многие театры встречают, как бывалые бойцы, с ледяным спокойствием.

Как предположила в беседе с Expert.ru директор Электротеатра Станиславский Ирина Золина, посещаемость театров, конечно, наверняка снова упадет. Хотя, например, в Электротеатре новые ограничения встречают во всеоружии. На сайте театра сообщается, что посетить его постановки смогут даже те зрители, что уже купили билеты, но не успели получить QR-код. Для них за полтора часа до спектакля в театре будет работать пункт экспресс-тестирования. Чтобы пройти тест, нужно будет всего лишь предъявить билет и паспорт. Это поможет театру избежать массового возврата билетов.

Однако возможность тестировать своих зрителей на коронавирус есть не у всех. Директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев рассказал Expert.ru, что им придется возвращать деньги за билеты тем, кто не сможет посетить спектакль из-за отсутствия QR-кодов. «Мы приняли решение, что при возврате будем возвращать все 100% за билет, и за пять дней, и за три, и за один, поскольку данную ситуацию можно считать форс-мажорными обстоятельствами», — рассказывает Воробьев. Но, как считают в театре, возвращенные билеты, наверняка, будут снова куплены зрителями, у которых QR-код есть.

Сегодняшняя ситуация, по словам Золиной, не идет ни в какое сравнение с тем, как обстояли дела на заре пандемии. «В прошлом году мы ушли в перманентный локдаун и полгода не работали, но, спасибо правительству за то, что тогда театрам выделялись дополнительные субсидии. Однако всё равно произошел отток зрителей и, естественно, мы зарабатываем меньше собственных средств», — рассказывает Золина. К слову, сегодня дополнительной государственной поддержки театры не получают.

Правда, как замечает Золина, посещаемость театров во многом зависит не только от ограничений, но и от постановок, от артистов, которые играют на сцене. «Например, я знаю, что на премьерные спектакли Константина Богомолова в “Театре наций” все билеты были проданы на сто процентов по QR-кодам», — поделилась с Expert.ru директор Электротеатра.

О долгосрочных последствиях новых ограничительных мер в театрах пока говорить не берутся, ссылаясь на то, что времена нынче неспокойные и к прогнозам не располагают. Но некоторые руководители даже приветствуют нововведения. «Мы надеемся, что и зрители с пониманием отнесутся к ограничениям, потому что руководство города и страны делает всё для того, чтобы сделать жизнь наших граждан безопасной, всё это делается не для того, чтобы ущемить права и свободы граждан, а для их безопасности», — считает Андрей Воробьев.

В кассу музея не обращаться

Куда сложнее ситуация складывается вокруг галерей и выставочных залов Москвы. Им, в отличие от музеев, придется закрыться для посещения на период нерабочих дней. Как предположил в разговоре с Expert.ru источник, близкий к руководству одной из городских галерей, на состоянии учреждения нерабочие дни никак не скажутся только, если Департамент культуры учтет, что галерея не работала и, соответственно, не выполняла план по посещению. Однако кураторам придется изменить выставочный план, а некоторые мероприятия и вовсе рискуют не состояться, так как даже открытие галерей для посещения вовсе не означает, что в них будет разрешено проводить мероприятия.

Как отмечают работники музеев, и без введения QR-кодов количество посетителей за время пандемии сократилось за счет иных мер предосторожности. Одна из них — введение предварительной онлайн-покупки билетов. Особенно это затруднило работу государственных учреждений.

Оказалось, что до сих пор мало посетителей знают о том, что билет, как в прежние времена, нельзя просто купить в кассе. Об этом говорят постоянные ситуации перед кассами, когда кассиры и администраторы вынуждены объяснять растерянным гражданам алгоритм приобретения билета. К тому же, эти меры оказались крайне неудобны для пожилых людей, которые зачастую не имеют смартфонов или плохо ладят с онлайн-сервисами. А именно они и составляли прежде значительную часть посетителей музейных и галерейных площадок.

«Введение QR-кодов станет дополнительным (пусть и необходимым в текущей исключительной ситуации) барьером для всех групп населения. Посещаемость, очевидно, упадет еще больше», — считает сотрудник одного из московских выставочных центров.

Очевидно, что наибольший ущерб введение дополнительных ограничений нанесет площадкам, не получающих государственного финансирования, чей доход состоит только из сборов с продаж билетов.

Из всех искусств для нас важнейшим оказалось не кино

В то же время, пандемия стала «спусковым крючком» для старта новых трендов в культурном производстве. Так, многие галереи, музеи и театры сегодня мигрируют в онлайн-пространство, как это уже сделал кинематограф, закрепившись на стриминговых платформах, которые с начала пандемии многим заменили кинотеатры.

Так, по данным исследования аналитического агентства Telecom Daily, за шесть месяцев 2021 года российские онлайн-кинотеатры заработали 21 млрд 919 млн рублей. За тот же период прошлого года их выручка равнялась 17 млрд 687 млн. Разница не в разы, но она довольно значительна, особенно это станет заметно по итогам всего года.

Некоторые эксперты считают уход в онлайн положительной тенденцией, ведущей к демократизации и большей доступности культуры. Правда, не все разделяют столь оптимистичный взгляд на ситуацию, полагая, что онлайн-формат лишает людей, прежде всего, важного опыта встречи друг с другом.

Сегодня человечество переживает парадоксальные времена. С одной стороны, ради собственного блага, приходится учиться жить разобщенно. А, как говорил нобелевский лауреат академик Андрей Сахаров: «Разобщенность человечества угрожает ему гибелью». Но, с другой стороны, возможно, именно в это кризисное время мы наконец-то сможем научиться жить вместе, быть более внимательными и бережными друг к другу.