Почему упал Facebook

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
5 октября 2021, 09:55

Специалисты сходятся во мнении, что возможна как случайная ошибка, так и диверсия, проведенная кем-то из «своих»

imago images/agrarmotive

В ночь (по московскому времени) на 5 октября Facebook (FB) преподнес 3,5 миллиардам своих пользователей пренеприятный сюрприз – почти 6 часов они не могли получить доступ ни к самой соцсети, ни к ее многочисленным приложениям, включая и такие популярные сервисы, как WhatsApp, Instagram и Messenger.

Сама компания считает, что в сбое виноваты «ошибочные изменения в конфигурации» маршрутизатора, но не сообщает, кто их сделал и были ли они запланированы. Несколько сотрудников FB, естественно пожелавшие остаться анонимными источниками, сообщили агентству Reuters, что по их мнению, сбои вызваны внутренней ошибкой в маршруте следования интернет-трафика к системам компании. Специалисты сходятся во мнении, что возможна как случайная ошибка, так и диверсия, проведенная кем-то из «своих».

«Сейчас мы хотим четко заявить, что, по нашему мнению, все проблемы в ошибочном изменении конфигурации»,- говорится в блоге Facebook.

Мониторинговая служба Downdetector утверждает, что таких сильных сбоев в работе, по крайней мере, она еще не фиксировала. Это был второй мощный удар по IT-гиганту в последние дни. Первым вполне справедливо считается обвинение «свистуна», т.е. доносчика, в прошлое воскресенье в том, что соцсеть неоднократно отдавала предпочтение деньгам перед удалениями дезинформации и высказываний, разжигающих ненависть.

Пользователи FB, естественно, бросились к конкурентам: Twitter, TikTok и так далее. Twitter, к примеру, в понедельник зафиксировал выше среднего количество пользователей. Стриминговый гигант Netflix разместил мем из своего нового популярного шоу Squid Game под заголовком: «Когда не работают Instagram и Facebook». На нем изображен один из его героев с надписью «Twitter», который поддерживает другого человека, готового упасть и обозначенного как «все остальные».

Большой популярность пользуется сейчас и шутка одного из пользователей в группе рекламодателей, размещенная в FB после возобновления его работы, о том, что «сейчас многие ищут: «Как разместить объявления для клиентов в google».

Естественно, на столь сильный и длительный сбой в работе отреагировали биржи: акции FB рухнули на 4,9%, что стало крупнейшим снижением за день почти за год, с ноября 2020 г. После возобновления работы они, правда, поднялись почти на 0,5%.

Во время сбоя Facebook, уступающий по продажам рекламы в интернете только Google, нес убытки, по подсчетам аналитиков Standard Media Index, в размере приблизительно 545 тыс. долларов в час.

Для Марка Цукерберга, потерявшего за вечер 6 млрд долларов, конечно, является слабым утешением то, что понедельник стал «черным» для всего IT-сектора.

«Я извиняюсь перед всеми мелкими и крупными компаниями, семьями и физическими лицами, которые зависят от нас»,- написал в твите главный технолог Facebook Майк Шропфер. Он добавил также, что для возвращения к прежнему режиму работы на все 100% понадобится некоторое время.

FB со всеми своими приложениями и службами перестал работать в полдень по североамериканскому восточному времени (EST) (19.00 по Москве). Вскоре после этого IT-гигант признал проблемы, но хранил молчание об их причинах и о том, сколько пострадало пользователей. Темными экраны смартфонов и компьютеров оставались почти до 6 часов вечера, а если быть точными - 5 часов 45 минут