Расходы фонда ОМС на оплату труда врачей признали неэффективными

16 ноября 2021, 12:23

Средства нормированного страхового запаса, предусмотренного в бюджете ФОМС на оплату труда врачей и среднего медперсонала, используются в малом объеме

пресс-служба мэра москвы

Софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медперсонала за счет средств нормированного страхового запаса (НСЗ) Фонда ОМС было задумано как мера поддержки, направленная на ликвидацию кадрового дефицита в сфере здравоохранения. Однако, в 2020 году зарплату за счет средств НСЗ получили только 7 тыс. медработников из прогнозируемых 25 тысяч, а в первом полугодии 2021 года – 2,8 тыс. из 39,2 тысяч, что свидетельствует о формальном подходе региональных властей к согласованию заявок медорганизаций на предоставление средств НСЗ. К такому выводу пришла Счетная палата.

«Запланированные показатели не достигнуты, средства расходуются не в полном объеме. Так, в 2019 году было использовано только 25% от запланированного объема средств НСЗ, в 2020 году – 15% и по итогам первого полугодия текущего года – всего 2,7%», — подчеркнула зампред Счетной палаты Галина Изотова.

Аудиторы отметили также сокращение количества медучреждений, использующих данную меру поддержки. Так, в 2019 году в проекте участвовало 2803 медорганизации, а в первом полугодии 2021 года их было уже 2042.

Счетная палата пришла к выводу, что одна из причин низкого уровня реализации этого проекта — неэффективный механизм планирования и распределения средств НСЗ. Другая причина — недостатки действующих нормативных правовых актов. Так, вышедший в феврале приказ Минздрава о видах медорганизаций, которым предоставляются средства НСЗ, лишил часть учреждений первичного звена здравоохранения возможности пользоваться данной мерой поддержки из-за несоответствия установленным требованиям. Кроме того, были выявлены случаи нецелевого использования средств со стороны медорганизаций. 

Как писал «Эксперт», с января заработал ряд поправок в закон «Об обязательном медицинском страховании», основная суть которых — снижение роли страховых медицинских организаций в деятельности медицинских учреждений федерального уровня: кардиоцентров, онкоцентров и прочих профильных клиник. Теперь такие медучреждения государственный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) будет финансировать напрямую, минуя посредников в виде страховых компаний. Контролировать качество оказания медпомощи в федеральных клиниках, а это, как правило, высокотехнологичные центры с дорогим лечением, тоже будет сам ФФОМС.