Не бойтесь «черных лебедей»

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
21 декабря 2021, 02:26

В Москве 14‒16 декабря прошел VIII Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес». Его организаторами выступили Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и негосударственный институт развития «Иннопрактика». Основная тема мероприятия в этом году — «COVID-19 как катализатор создания новой мировой системы ценностей в обществе и экономике».

AP/TASS Автор: Francisco Seco

«Задумаемся над тем, что мы хотим привнести в следующее поколение, как мы хотим сделать систему адаптивной, устойчивой, чтобы “черные лебеди” новых эпох, если они, не дай бог, будут, не так сильно на нас воздействовали», — отметила в своем вступительном слове модератор пленарного заседания первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова.

Модератор обратила внимание участников на перемены, произошедшие в обществе и его ценностях: «Во-первых, мы стали обществом, которое “летает в облаках”: только за первый квартал 2020 года спрос на облачные технологии возрос на 30 процентов. Во-вторых, мы привыкли к искусству в digital-формате. Мы снова стали самой читающей нацией и самой слушающей, хотя, к сожалению, за 2020 год было выпущено на 84 миллиона печатных изданий меньше, чем за предыдущие годы, но с другой стороны, люди стали активно скачивать онлайн-книги. При этом на 67 процентов возрос спрос на услуги e-commerce, то есть люди научились пользоваться услугами онлайн, заказывать продукты и непродуктовые товары. В эпидемию многие для себя открыли услуги телемедицины и поняли, что это не какие-то экстрасенсы, которые лечат нас через экран телевизора, а это действительно врачебные услуги. И спрос на них только в 2020 году возрос на 177 процентов. А если говорить о глобальном, то пандемия действительно подчеркнула необходимость решения экологических проблем».

Следующим выступал министр экономического развития РФ Максим Решетников, который отметил, что «уже можно, наверное, говорить о постковидной реальности, потому что благодаря достаточно эффективным мерам, которые были приняты и правительством, и Центральным банком по поручению президента, в общем и целом экономика у нас уже во втором квартале восстановилась, и по результатам десяти месяцев мы видим рост — 4,6 процента, и это чуть выше, чем мы ожидали. Мы видим, что восстанавливаются инвестиции, и доходы населения, что безработица на очень низком уровне — 4,3 процента. Все это говорит о том, что мы преодолели ковидный спад и выходим на траекторию роста».

В то же время, по мнению министра, появились и новые вызовы: существенно обострилась климатическая повестка, набирает обороты новая гонка технологий, связанных с водородом, с рывком в развитии электротранспорта, с новым интересом к теме возобновляемой и низкоуглеродной электроэнергетики. И все опять ожидают, что лидирующую роль в развитии технологий займут государства. Россия должна быть готова к разному будущему, и для этого необходимо запустить в работу как можно больше проектов, технологий, идей.

Серьезный вызов для российской и мировой экономики представляет инфляция. По мнению министра, в правительстве понимают ее природу — тот факт, что она импортированная, внешняя. И это подталкивает правительство к наращиванию собственного производства, к максимальной защите нашего внутреннего рынка. Но так, чтобы у производителя оставались мотивы инвестировать в долгосрочном периоде. Потому что в конечном счете без роста производства, без расширения предложения с инфляцией не справиться. «И это, — сказал министр, — еще один аспект нашей политики: мы должны сочетать наши тактические и наши стратегические, наши структурные меры».

Председатель ПАО «Промсвязьбанк» Петр Фрадков рассказал, что банк делает особый акцент на работу с малым и средним бизнесом, потому что это зеркало общего настроения в экономике. С этой целью банк совместно с «Опорой России» уже несколько лет проводит исследование, которое называется RSBI индекс, Russian Small Business Index. Оно включает ежемесячное анкетирование почти двух тысяч представителей в первую очередь малого, но также и среднего бизнеса во всех регионах России. 

Петр Фрадков отметил, что главный запрос со стороны малого бизнеса — стабильность. Если в начале 2020 года таких было 29%, то сейчас на 11% больше. А за постоянный рост выступают всего лишь 5%. По мнению Фрадкова, просто все четко понимают, что не надо побеждать любой ценой, надо найти свою нишу и в ней уверенно жить. «И, наверное, ковид — это тот “черный лебедь”, с которым предприниматели не понимают, что делать, и поэтому считают, что лучше я буду управлять своим бизнесом в каком-то понятном размере, чем как учили в бизнес-школах: постоянно двигаться вперед, чтобы не отстать. И это какая-то новая парадигма, которую надо будет еще исследовать».

А генеральный директор ООО «Группа компаний “Русагро”» Максим Басов отметил, что российское сельское хозяйство, производство продуктов питания, оказались в двойственной ситуации. С одной стороны, компания достигла выдающихся результатов благодаря в том числе государственной политике. И новые технологии сегодня дают возможность превратить сельское хозяйство и производство продуктов питания в одну из главных отраслей мира, в том числе за счет новых биотехнологий. «Но мы ограничены сегодня тем, что внутренний рынок уже занят, мы уже сегодня производим больше, чем Россия может потребить, и нам надо продавать на экспорт. Но, к сожалению, из-за того, что мир двигается в сторону усиления блоков и существует определенное давление на Россию со стороны как минимум западной части мира, у нас очень мало возможностей для дальнейшего роста».

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев отметил, что «в ковидный кризис мы все стали больше думать о ценностях сами, потому что это ценность жизни, это ценность общения, это ценность друзей и поддержки, и ценность делать максимум того, что ты можешь, в реализации своих планов. И безусловно, это также ценность глобального взаимодействия. И здесь мы видим, что какие-то страны более открыты глобальному взаимодействию: мы сумели выстроить очень важные мосты и с Латинской Америкой, и с Ближним Востоком, и с Азией, с Африкой по вакцине. И какие-то страны, наоборот, не хотят эти мосты налаживать и не верят в такое глобальное взаимодействие. Поэтому, мне кажется, ценность глобального взаимодействия и выход России на внешние рынки — это, безусловно, крайне важно. И важно концентрироваться на сильных сторонах российской науки, ценностной матрице российского бизнеса». 

Научить «слонов» танцевать

Открывая круглый стол на тему «Как крупному бизнесу сделать свою корпоративную культуру более инновационной» его модератор руководитель консалтингового направления компании «Иннопрактика» Виталий Сараев отметил, что очень многие недооценивают важность корпоративной культуры. Хотя именно в корпоративной культуре и ее ценностях может крыться один из ключевых барьеров для инновационного развитии компаний. Изучению этого вопроса посвящено исследование, проведенное совместно компанией РЖД и «Иннопрактикой» при участии Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. 

Объясняя интерес РЖД к этой теме, начальник Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала ОАО «Российские железные дороги» Станислав Сугак отметил, что в последние годы в компании происходят серьезные изменения, которые затрагивают и работников отрасли и ее пользователей. «А в холдинге работает почти миллион человек. В материнской компании — 700 тысяч. И в том, как работники воспринимают эти перемены, насколько они к ним готовы, кроется, конечно, один из ключевых факторов успеха любого нового проекта. Вот почему в компании системно, наверное года с 2006-го, ведется работа по развитию нашего персонала, как с точки зрения повышения его квалификации, так и развития инновационных подходов, которые, с одной стороны, должны давать возможность пробовать и ошибаться, меняя подходы или содержание, достигать новых результатов. А с другой стороны, учитывать специфику компании, где цена ошибки — человеческая жизнь. И это то, над чем нам точно нужно еще работать и искать баланс».

По словам Станислава Сугака, заказывая исследование о корпоративной культуре, в компании хотели изучить опыт других корпораций и возможность применить его в условиях РЖД. «Да и в целом, на наш взгляд, очень важно организовать диалог между российскими компания на предмет развития корпоративной культуры и искать лучшие решения, чтобы эти возникающие задачи решать совместно».
Директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников заметил, что без инноваций корпорации умирают, особенно когда в экономике происходят серьезные технологические сдвиги. И сослался на знаменитую книгу лидера IBM Луиса Герстнера «Умеют ли слоны танцевать?». 

По мнению Медовникова, как показало исследование, есть несколько черт, которые характерны для инновационной корпоративной культуры. Во-первых, это толерантность к риску, «с чем вообще говоря, в государственных корпорациях, в государственных системах по работе с инновациями, как мы знаем, большая проблема». Потом важны такие черты, как открытость организации: открытость вовне, открытость внутри, полная коммуникация, обмен информацией и минимизация иерархичности. Еще, конечно, стремление к новому знанию. Это то, что роднит инноваторов, инновационных предпринимателей с учеными. Наконец, важны антропоцентризм корпоративной культуры и лидерские амбиции у компании в целом. «Без этого, — как заметил Медовников, — “слон” не научится танцевать. А если “слон” не научится танцевать, то, скорее всего, у него будут проблемы, потому что сейчас в экономике идет процесс серьезных технологических сдвигов». 

Сергей Иванов, исполнительный директор компании «Эфко», крупнейшего российского производителя спецжиров и маргарина, штурмующего сейчас новые инновационные рынки растительного мяса и аэротакси, рассказал об истории происхождения их инновационной корпоративной культуры. Она сформировалась под влиянием нескольких факторов. Во-первых, осознания того, с кем компании приходится конкурировать, — а это глобальные компании. «Мы осознали, что, если мы не научимся инновации делать в категории “умри, но сделай”, мы просто перестанем существовать». Во-вторых, понимания того, что ничем другим, кроме инноваций, привлечь в компанию по-настоящему творческую молодежь, способную в будущем стать хозяевами компании, невозможно. «Мы можем предложить мечту. А какая мечта может вдохновлять по-настоящему молодых ребят? Какая-то сильная в своей красоте и простоте: инновации, которые могут решать проблемы человечества». И наконец, в компании поняли, что «если мы, акционеры, отвечаем за развитие компании, то существуют критичные компетенции, которыми отвечающие за инновации должны владеть. Первое: мы должны уметь разбираться в цивилизационных кодах. Что происходит вообще в мире? Куда общество движется? Что такое постмодерн? Где он запрограммирован? И сказали: раз мы хотим построить большую компанию, для начала каждый из нас должен стать большим. Стали учить физику, химию, цитологию, генетику, психологию, социологию, нейрофизиологию, философию, теологию. Просто чтобы разбираться, чтобы это все укладывать, во всем разбираться. Ведь “Эфко” — это система смыслов и идей, вокруг которых мы договорились бизнесом заниматься. И это не изменилась за тридцать лет никак». 

Наверное, у Почты России другие заботы, не такие, как у «Эфко», но, как показала в своем выступлении руководитель департамента внутренних коммуникаций АО «Почта России» Анастасия Сальникова, тем не менее в их корпоративной культуре много общих черт: «Для нас при формировании культуры инновационности самое важное — сначала создать базу для этого. То есть безопасную среду для сотрудников, для того чтобы они могли придумывать идеи, не боялись ошибаться, не боялись их высказывать и получать конструктивную обратную связь на эти идеи, даже если они не реализовываются. Мы регулярно проводим исследование культуры компании. И по итогам этих исследований мы видим, что люди не боятся говорить, комментировать, оставлять свои предложения. Мы видим, что им важно будущее компании. Они хотят повлиять на него». 

Директор по развитию платформы «Профессионалы 4.0» ПАО «Газпром нефть» Николай Долгов пояснил, в чем суть проекта платформы и как он влияет на корпоративную культуру компании. «Сама платформа — это сервис, который позволяет крупным компаниям, в основном производственным, привлекать высококвалифицированных специалистов на время. То есть покупать из human cloud, облака, то рабочее время, в том объеме, тех специалистов, с теми компетенциями, которые нужны компании для конкретного проекта. Доступ к такому human cloud дает возможность, если у человека есть задачи, обеспеченные бюджетом, в горизонте двух-трех недель получить команду или специалистов, которые эту задачу готовы ему помочь решать. И это довольно сильные изменения в mindset и в отношении со стороны руководителей. С другой стороны, привлечение временных специалистов-фрилансеров позволяет очень быстро проверять большое количество гипотез. И третье, почему платформа получила активное использование и в нашей компании, и во многих других. Потому что внутри компании меняется отношение к тому, кто такой сотрудник: сотрудник — это человек, который приносит ценность компании. И не так важно, по какому договору он работает. Причем фрилансеры существенно более внутренне свободны. И у руководителя, нанимающего фрилансера, существенно меньше рычагов формального воздействия на него. И поэтому приходится договариваться, говорить на уровне смыслов, на уровне результата, включенности, приходится слушать позицию и мнение этого человека, потому что он из другой отрасли с другим бэкграундом, и может принести какой-то свежий взгляд на ту задачу, которая ставится руководителем. И поэтому приходится работать с ним в партнерстве, а не в формате руководитель — подчиненный». 

Вспомнив образ слона, о котором упомянул Медовников, руководитель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШБ ВШЭ Сергей Филонович, сказал: «Если люди говорят, что “слоны” не умеют танцевать, то так и хочется сказать: “Вы просто не умеете их учить”. В том числе через создание определенной культуры». А сейчас, по мнению Филоновича, во всем мире происходит заметная проверка устойчивости корпоративных культур компаний в связи с известным феноменом great resignation — великого увольнения, когда в условиях кризиса, чего раньше никогда не было, люди начинают в массовом порядке покидать компании. Они покидают те компании, которые не обеспечивают привлекательную корпоративную культуру, потому что понимают, что они могут работать с другими компаниями, которые находятся от них далеко. Они могут чувствовать себя фрилансерами. «В общем, сейчас корпоративная культура становится действительно важнейшим инструментом в управлении крупными компаниями. А то, что у нас в стране возникают такие компании, как “Эфко”, с их корпоративной культурой, не может не радовать». 

Роль ИИ в ESG-повестке

В рамках конгресса прошла панельная дискуссия «Искусственный интеллект как инструмент реализации ESG-повестки». Участники дискуссии обсудили, какие решения на базе ИИ сегодня использует бизнес для сохранения окружающей среды и повышения качества социального и корпоративного управления. 

Модератором дискуссии выступила заместитель исполнительного директора, директор по стратегическим партнерствам компании «Иннопрактика» Анастасия Павленко. Она отметила, что в этом году Нобелевская премия по физике впервые была присуждена за исследования в области климата и глобального потепления.

«Сегодня экологические, социальные и управленческие аспекты (ESG) становятся обязательными для ведения ответственного бизнеса, а значит, и для развития современной прогрессивной экономики», — сказала Анастасия Павленко и добавила, что всегда наиболее интересно говорить о точках соприкосновения различных тем — и потому дискуссия посвящена синтезу задач развития искусственного интеллекта и внедрения принципов ESG как двух самых актуальных повесток современной экономики. 

Корпоративный секретарь в ранге вице-президента ПАО «НК “Роснефть”» Оксана Тарасенко рассказала, что «Роснефть» одной из первых в России стала внедрять ESG-повестку в свою деятельность. «Важной целью стратегии компании, принятой в 2017 году, является достижение отраслевого лидерства в вопросах промышленной безопасности, охраны окружающей среды и экологии. Так, в 2020 году объем финансирования НИОКР составил почти 27 миллиарда рублей, при этом в целом средства, направленные на реализацию программы инновационного развития, превысили 50 миллиардов рублей», — уточнила Оксана Тарасенко.

По ее словам, в компании используют искусственный интеллект для повышения надежности трубопроводной системы и дистанционного сопровождения процесса бурения в режиме реального времени. В части повышения надежности трубопроводной системы «Роснефть» реализует инновационный проект по разработке технологии ИИ для мониторинга технического состояния промысловых трубопроводов и их обслуживания при эксплуатации. А в части сопровождения бурения компания устанавливает станции мониторинга показателей данных бурения с элементами ИИ на тяжелых буровых установках, благодаря которым можно дистанционно сопровождать процесс бурение в режиме реального времени. 

В дискуссии также принял участие Александр Кулешов, ректор Сколковского института науки и технологий, ставшего одним из шести опорных центров по развитию технологии ИИ, который будет работать именно по направлению оптимизации решений в целях снижения углеродного следа. Он отметил, что России очень важно с помощью ИИ развивать собственные первоклассные предиктивные модели и большие данные для борьбы с загрязнением окружающей среды. Однако сам по себе ИИ также может быть загрязнителем, так как его использование требует больших затрат электроэнергии.

В заключение модератор Анастасия Павленко подвела итог дискуссии и отметила, что повестка ESG должна стать неотъемлемой частью деятельности любой компании, а при разработке технологий искусственного интеллекта важно не забывать и о моральном императиве. 

IT-чемпионы создали комитет

На конгрессе прошло открытое заседание IT-комитета Ассоциации национальных чемпионов, модератором которого выступил директор Института менеджмента инноваций ВШБ НИУ ВШЭ, руководитель экспертного совета Ассоциации национальных чемпионов Дан Медовников. Открывая заседание, модератор, во-первых, напомнил, что среди национальных чемпионов есть компании, представляющие все технологические сектора экономики: приборостроение, микроэлектроника, машиностроение, фарма, химия, материалы. Но примерно пятая часть национальных чемпионов, то есть быстрорастущих технологических компаний, — это IT-компании, которые отличаются своей активностью и умением самоорганизовываться. «Они уже создали довольно много ассоциаций, и сегодня у нас в гостях есть представители других IT-ассоциаций. И в Ассоциации нацчемпионов компании решили создать свой IT-комитет, повестка которого находится в полной синергии с общей повесткой ассоциации. В том числе потому, что в современных условиях цифровизации все национальные чемпионы, все высокотехнологичные компании в любой области экономики — это одновременно IT-компании, потому что разработкой своего софта занимаются и фармацевты, и машиностроители, и микроэлектронщики. И IT-комитет может стать неким образцом для компаний, представляющих другие сектора промышленности, для других национальных чемпионов». Медовников обратил внимание на то, что именно при поддержке «Иннопрактики» была создана и Ассоциация национальных чемпионов, и, практически параллельно, пост общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров, который заняла Наталья Попова, первый заместитель генерального директора «Иннопрактики», и предоставил ей слово. 

«И для меня как омбудсмена, и для ассоциации, и для государства важно создать такие условия, чтобы IT-компаниям было удобно развиваться в России, — сказала Наталья Попова. — И мы видим, что уже с 2021 года именно IT-компании получили возможности льготного налогообложения: для них до 7,6 процента снижены социальные отчисления, а налог на прибыль снижен до трех процентов». Она выразила надежду, что по аналогии с IT-комитетом в ассоциации будут созданы профильные комитеты в других областях. И на стыке этих комитетов будет рождаться очень много идей, так как экономика не диверсифицирована строго по сегментам: очень много решений происходит на стыке. Какие-то решения будут релевантны для всех. «А наша задача, омбудсмена и его аппарата, — эти решения поддерживать, помогать с точки зрения GR и вдохновлять. Как сегодня уже говорили на Конгрессе, что это тоже очень важная функция».

Следующим выступил GR-директор ООО «Наумен Консалтинг» Роман Клецких, автор идеи создания IT-комитета ассоциации. «Идея создания комитета появилась как результат совместной работы участников ассоциации над различными инициативами, — сказал он. И наша задача заключается в том, чтобы консолидировать усилия в рамках продвижения на российском рынке, на зарубежных рынках наших проектов, наших продуктов, нашего программного обеспечения и совместными усилиями добиться того, чтобы расти быстро, расти быстрее рынка, и пока у нас это получается». 

Предоставляя слово следующему выступающему — председателю совета директоров компании АСКОН Александру Голикову, — Дан Медовников напомнил, что перед круглым столом они обменялись мнениями об опыте Китая по выращиванию национальных чемпионов. И попросил посмотреть на российскую ситуацию с опорой на знания о китайском опыте. 

«Прежде чем подойти к китайскому опыту, — сказал Голиков, — я бы хотел кратко рассказать о том, как я вижу, что такое национальные чемпионы, и о системе их поддержки. У государства есть задача устойчивого развития экономики. Применительно к IT это особенно важно, потому что в условиях глобальной конкуренции, геополитической жесткой конкуренции очень важна информационно-технологическая безопасность страны. И в IT должны быть надежно прикрыты отечественными решениями все основные сегменты, влияющие на работу органов государственной власти, на работу промышленности. 

Но наш рынок, в отличие от китайского, все-таки не такой большой. Поэтому, решая геополитические задачи и задачу закрытия критических технологий, естественно, государству следует влиять на выращивание игроков, которые должны закрывать определенные сегменты в плане информационно-технологической безопасности. И именно этим занимался Китай в начале тысячелетия, когда у них была целая программа, 19 секторов. Они выбрали ключевых игроков и, комплексно работая, начали и стимулировать спрос, и обеспечивать государственными контрактами, и точечной умной грантовой поддержкой. В результате они вырастили во всех этих 19 направлениях игроков с миллиардными долларовыми оборотами. В нашем понимании, в области IT нашему государству тоже выгодно делать ставку на коммерческие компании, потому что они выросли на абсолютно открытом рынке, они конкурировали на рынке с глобальными игроками, отстояли свои позиции, укрепили их, обросли клиентской базой, обладают компетенциями и тиражирования, и внедрения проектов, и обслуживания клиентов от Калининграда до Владивостока. И когда госкорпорации сейчас пошли в сторону разработки собственных решений, можно ожидать, что это будет дороже и менее эффективно. Хотя понятно, что этот путь тоже имеет право на существование. Но тогда государству логично было бы сказать, что мы хотим, чтобы вот эти технологии закрывались под контролем государства, а вот эти — пожалуйста, на коммерческом рынке. Проблема в том, что, когда какой-то гигант, какая-то корпорация берется за разработку той или иной темы, их лоббистские ресурсы несопоставимы с нашими. И это вносит искривление в естественное состояние рынка. Мы, конечно, ратуем за рыночную экономику в IT, за рыночных игроков и за то, чтобы делать ставку именно на рыночных игроков в области IT. Это более эффективно». 

Эту тему продолжил Ренат Лашин, исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», который заметил, что Голиков очень правильно затронул тему взаимодействия коммерческих компаний в IT-секторе с госкомпаниями. Если уже есть решения на рынке, не надо пересоздавать эти решения. Надо просто заниматься их интеграцией, доведением функциональных характеристик до необходимых требований со стороны заказчика». 

В дискуссии также приняли участие заместитель директора по развитию Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Евгений Борисов, председатель правления группы компаний «Геоскан» Алексей Семенов и руководитель направления Российского движения школьников «РДШ-Наука» Павел Степанов. Было высказано несколько интересных предложений, которые планируется включить в расширенную повестку работы недавно созданного комитета. Дан Медовников, подводя его итоги, отметил, что «выращивание национальных, а тем более глобальных чемпионов — это дело общее, нужны коллективные усилия и государства, и частного бизнеса, и его ассоциаций, и институтов развития. Надо всем объединять усилия, и мы примерно поняли, в рамках какой повестки мы можем это делать».

Статья публикуется одновременно на сайте Expert.ru и в журнале «Стимул»