В чем оказалась беда палладия

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
7 декабря 2021, 15:06

Цены на палладий опустились ниже 1790 долларов за унцию. Аналитики считают, что это снижение — далеко не предел.

Коллаж: Тамара Ларина

Цены на палладий опустились ниже 1790 долларов за унцию, вернувшись в ноябрь 2019 года. Тренд сменил вектор и из растущего превратился в падающий. Основными факторами, оказавшими негативное влияние на рынок, стали восстановление добычи на производственных мощностях «Норникеля», снижение спроса на металл в автомобильной промышленности и негативный макроэкономический фон — «ястребиная» риторика ФРС США.

Палладий — драгоценный металл, активно применяющийся в автомобилестроении, химической промышленности, а также в производстве электроники. Крупнейший производитель палладия в мире - ГМК «Норильский никель», добывающий 41% всего палладия в мире.

Спекулятивные капиталы, которых довольно много сосредоточено в рынке палладия, начали спешно его покидать, ожидая более быстрого сворачивания программ стимулирования и повышения процентных ставок ФРС, отмечает аналитик товарных рынков отдела глобальных исследований компании «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции») Оксана Лукичева. На этом фоне рынок палладия протестировал уровень 1696 долларов за унцию. Низкий уровень цен вновь привлёк спекулятивные капитал — инвестиционный спрос в Etf-фондах за прошедшую неделю вырос на 1,1%.

В ближайшее время, считает аналитик, рынок палладия останется волатильным — динамика цен будет зависеть от решения ФРС в ходе декабрьского заседания. Более длительная перспектива определится состоянием автомобильного рынка и вероятностью новых локдаунов. Наиболее вероятным, по словам Лукичевой, выглядит продолжение постепенного снижения цен до 1550-1500 долларов за унцию.

Всё хорошо, но цены будут падать

Палладий относится не просто к рисковым активам, чутко реагирующим ценами на изменчивые настроения инвесторов по отношению к негативным и позитивным новостям, замечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Металл, на свою беду, широко используется в автомобильной промышленности при производстве катализаторов для бензиновых двигателей.

Почему «на свою беду»? Потому что, поясняет эксперт, именно в автопроме в последние месяцы спад сформировался не только из-за сокращения спроса, но и вследствие логистического кризиса — в частности, недопоставок электронных комплектующих. В то же время производство палладия увеличилось более чем на 0,5 млн унций — прежде всего за счёт восстановления в Южной Африке. Всё это в совокупности предопределяет заметное снижение цены палладия с мая по ноябрь с 3000 до 1700 долларов за 100 унций.

Тренд этот, впрочем, не абсолютен, котировки испытывают и естественные коррекции, продолжает Гойхман. Именно такое изменение вверх наблюдается с начала декабря — после панического обрушения в конце ноября на новостях об «омикроне». Текущая неделя началась с роста от 1750 до рубежей около 1860 долларов. Этому способствует и общее улучшение настроений на финансовых рынках, усиливающее склонность к рискам. Вторник показывает стабилизацию цены палладия на указанных достигнутых уровнях, которые выступают сильным техническим сопротивлением росту. И это говорит о ситуации именно как о естественной коррекции, но не как о развороте общего тренда.

В течение недели значимых событий для рынков палладия не произойдет, считают в TeleTrade. Аналитики ожидают, в основном, сохранения сложившегося диапазона 1800—1900 долларов. Что же касается перспектив следующего года, то, по оценке «Норникеля», есть вероятность некоторой нехватки палладия в мире — в размере 0,3 млн унций. Но логистический кризис и давление на автопром сохранятся, хотя и в менее остром виде, до конца 2022 года

Все это вкупе, полагает Гойхман, указывает на потенциал дальнейшего снижения цен, хотя и не столь серьезного, как в кризисном 2021 году — из-за постепенного восстановления поставок. Тем не менее, вложения в палладий сейчас вряд ли целесообразны, заключает эксперт.