Российско-китайский товарооборот рекордно газанул

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
14 января 2022, 13:25

Товарооборот России и Китая в 2021 году достиг 146,88 млрд долларов. Аналитики прогнозируют его дальнейший рост, но указывают на то, что заполонить внутренний рынок китайскими изделиями в обмен на российское сырье — это вряд ли лучшая стратегия из возможных.

Коллаж: Тамара Ларина

Главный фактор

Российско-китайский товарооборот по итогам 2021 года вырос на 35,8% и достиг 146,88 млрд долларов, что является рекордным показателем за всю историю торговли наших стран. Предыдущий рекорд в китайско-российской торговле был установлен в 2019 году, когда ее объем составил 110,75 млрд долларов.

В 2021 году импорт Китаем товаров из России увеличился по сравнению с 2020 годом на 37,5% и составил 79,32 млрд долларов. При этом сам Китай поставил в Россию товаров и услуг на 67,567 млрд долларов, что превысило показатель 2020 года на 33,8%. В декабре текущего года товарооборот между двумя странами по сравнению ноябрем вырос на 11,5%. Такие данные приводит ТАСС со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

В общем, с точки зрения торгового баланса мы «круче» (наш экспорт превышает импорт). Но посмотрим также, каково место РФ в торговле КНР в целом. А также на структуру внешнеторгового оборота.

Китай наращивает объемы торговли не только с Россией, но и со своим давним партнером США. По итогам 2021 года объем китайско-американской торговли вырос на 28,7%, превысив 755,6 млрд долларов. Китайский импорт из США вырос на 2,7% до 179,53 млрд долларов, экспорт товаров из Китая в Соединенные Штаты достиг 576,1 млрд долларов, что на 27,5% больше, чем годом ранее.

В целом объем внешней торговли КНР в 2021 году достиг 6 трлн 51 млрд долларов, увеличившись в годовом исчислении на 30%. За год экспорт Китая вырос на 29,9% до 3,364 трлн долларов, в то время как импорт составил 2,687 трлн долларов, рост на 30,1%. Таким образом, положительное сальдо составило 676,4 млрд долларов.

Впрочем, уверен Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», импорт российских товаров в Китай вырос, в первую очередь, за счет увеличения мировых цен — именно это, уверен он, стало главной причиной роста товарооборота между нашими государствами.

При этом, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), по итогам 2021 года РФ экспортировала в КНР нефти на 42% больше (в стоимостном выражении), чем годом ранее. Природного газа продано на 68% больше (также в денежном выражении), чем в 2021 году. Китай активно увеличивал закупки угля (+10%) и продукции АПК (+21%), что и стало главным фактором роста экспорта данных товаров из России.

Наша страна, в свою очередь, нарастила объемы закупок товаров повседневного спроса, одежды, обуви, машин и так далее. При этом, уверен эксперт, в дальнейшей перспективе, учитывая рост глобальной инфляции и высокий спрос на продукцию АПК и энергоносители в КНР, товарооборот между РФ и Поднебесной будет увеличиваться.

Создавать среду для развития собственной промышленности

Успех товарооборота России и Китая в 2021 году связан все же с несколькими группами факторов, считает, в свою очередь, главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. По его мнению, сказался определённый «отложенный спрос», перенесённый с острого «пандемического» 2020 года с его локдаунами в наших странах, ограничениями в поставках, перевозках, потреблении. Восстановление экономики повысило и спрос, и предложение на внешнеторговых направлениях.

Кроме того, в самом деле стоимостное выражение экспорта и импорта поднялось во многом и за счёт ускорения инфляции, что увеличило цены товаров и услуг, признает эксперт. Например, основу экспорта России в Китай составляют углеводороды, стоимость которых резко выросла в 2021 году. Значительно подорожали и товары импорта из Поднебесной, в частности, электроника, продукция машиностроения, сельского хозяйства, потребительские товары и прочее.

В 2022 году в случае вероятного дальнейшего отступления пандемии деловая активность будет возрастать. Однако, уверен Марк Гойхман, темпы роста после первого восстановительного 2021 года окажутся ниже по сравнению с достигнутой более высокой «статистической базой». Есть предпосылки и для приостановки мировой инфляции. Соответственно, можно предположить, что товарооборот хотя и увеличится, но все же не на столько, насколько в рекордном 2021 году.

Кроме того, по словам эксперта, следует отметить, что для Пекина Россия не является абсолютным приоритетом в торговле. Например, товарооборот КНР с США в 2021 году составил свыше 755,6 млрд долларов. Это в 5,1 раз больше, чем с Россией. Экспорт Китая в США достиг 576,1 млрд долларов, а импорт — 179,5 млрд долларов, то есть соответственно в 8,5 раз и в 2,2 раза больше по сравнению с аналогичными показателями относительно РФ.

Россия и Китай не первый год наращивают товарооборот, обращает внимание аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов. Он слегка просел в проблемном 2020-м, но за счет совершенно объективных причин, но уже в 2021-м году заметно укрепился. Москва развернулась в сторону Азии еще тогда, когда испортились глобальные отношения с Западом, и с тех пор планомерно укрепляет товарно-экономические связи с Китаем и другими азиатскими государствами.

Товарооборот между Россией и Китаем легко может расти на 25-30% в год, полагает аналитик, и здесь огромные перспективы для развития. Горизонт сотрудничества — от 10 лет. Экспорт из Китая в Россию в 2021 году вырос на 34%, в этом году он может расшириться на 20-35% за счёт увеличения несырьевого сегмента. Работа поддерживается и соглашениями о расчетах в национальных валютах, это позволило отойти от расчетов в долларах и сэкономить примерно 10% от оборота в денежном эквиваленте.

Нефти в поставках становится меньше, но уголь и газ занимают ведущие места, добавляет Денис Бадьянов. Он полагает, что в дальнейшем может сокращаться доля нефти с уменьшением доли угля, но доля газа останется высокой. Несырьевая группа товаров будет расширяться значительными темпами.

При этом рост товарооборота с Китаем все же не стоит переоценивать в контексте восстановления российской экономики, отмечает эксперт. Наводнить внутренний рынок товарами китайского происхождения ничего не стоит, но есть смысл работать с собственными производителями и создавать конкурентную среду для развития собственной промышленности.