На российском рынке кофе запахло жареным

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
25 января 2022, 12:35

Потребление натурального кофе в России возвращается к доковидным уровням после снижения в 2020 году. Но темпы роста потребления пока отстают.

Коллаж: Тамара Ларина

Потребление натурального кофе в России в 2021 году выросло на 8%, подсчитали аналитики Россельхозбанка (РСХБ). Как передает ТАСС со ссылкой на исследование компании, в общей сложности потребление напитка россиянами по итогам года достигло 303 тыс. тонн. При этом ввезено в страну натурального кофе была 241 тысяча тонн. Натуральный кофе попадает в нашу страну из Вьетнама, Бразилии, Италии, Индонезии и Уганды — это традиционные лидеры поставок, по итогам прошлого года на них пришлось 79% импорта.

«На фоне ковидных ограничений в 2020 году отмечено существенное снижение темпов прироста потребления натурального кофе до 6% за год против 13% годом ранее, — подсчитали в РСХБ. — В 2021 году прирост потребления на рынке натурального кофе составил 8%, до 303 тыс. тонн, что свидетельствует о возвращении к трендам доковидных лет».

Потребление кофе россиянами стабильно растет. По данным аналитиков, с 1991 года потребление натурального кофе в России возросло с 0,2 до 2,1 кг на душу населения. Эксперты связывают рост с увеличением платежеспособности населения и развитием культуры потребления кофе. За последние пять лет натурального кофе стали пить на 30% больше, а главным драйвером сегодня стала покупка кофе на вынос.

«Сейчас россиянин в среднем выпивает порядка 300 чашек натурального кофе в год, что эквивалентно 60 литрам на человека и 8,76 млрд литров на всю страну, в то время как 30 лет назад за год пили по 29 неполных чашек, то есть примерно 5,7 литра на человека, или 848 млн литров на страну», — отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

При этом, как отметили в РСХБ, Россия не только закупает натуральный кофе, но и продает его. И речь идет не о простом реэкспорте, а об обжарке, то есть переработке и создании товара с дополнительной маржинальностью. Несмотря на небольшие объемы — порядка 16 тыс. тонн в 2021 году, — экспортные поставки жареного кофе за последние пять лет выросли в 2,5 раза. Жареный кофе у России больше всего покупают Белоруссия, Казахстан, Украина, Грузия и Абхазия.

Импорт растворимого кофе в 2021 году составил 63 тыс. тонн, что на 1% больше, чем годом ранее, а за пять лет он вырос более чем на 10%. Основными поставщиками растворимого кофе являются Бразилия, Индия, Германия, Вьетнам, Швейцария, которые обеспечивают свыше половины импорта. Порядка 50% произведенного в России растворимого кофе идет на экспорт — в основном, в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Турцию и Грузию.

Аналитики отмечают также увеличение спроса в России на заменители кофе (экстракты, концентраты и эссенции), то есть на растворимый кофе. Потребление по состоянию на 2021 года Россельхозбанк оценивает в 93 тыс. тонн. В 2021 году потребление заменителей кофе и растворимого кофе на душу населения составило 0,7 кг. В целом, в отличие от потребления натурального кофе, потребление растворимого не растет и остается на уровне в среднем 0,8 кг на душу населения с 2001 года.

Излишки импорта — на экспорт

Россия в силу климатических условий не выращивает кофейные деревья, поэтому полностью зависит от импорта кофейных зерен, отмечает аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Research» Оксана Лукичева. В последние годы потребление кофе, однако, выросло: в сезоне 2021/22, по оценке USDA (Минсельхоз США), импорт кофейных зерен составит 3,30 млн 60-киллограмовых мешков против 2,86 млн мешков в сезоне 2017/18.

При этом импорт растворимого кофе значительно снизился: до 450 тыс. мешков в сезоне 2021/22 против 1,215 млн мешков в сезоне 2017/18. Это говорит о том, что за последние 5 лет произошла локализация обжарки зерен кофе и производства молотого и растворимого кофе. Процесс подтверждается бурным развитием компаний кофейной отрасли. Крупнейшими производителями кофе являются компания «Орими», «Якобс», «Нестле», «Май-Фудс», «Штраус», «Фес Продукт», «Паулиг», указывает эксперт.

В то же время, признает Оксана Лукичева, внутреннее потребление кофе в России снижается. Причины — пандемия, рост цен на кофе, конкуренция с чаем. По оценке USDA потребление в сезоне 2021/22 упадет до 4,15 млн мешков против рекордного уровня в сезоне 2018/19 — 4,945 млн. Процесс снижения потребления сопровождается ростом экспорта излишков произведенного товара. В основном, поставки осуществляются в страны Таможенного союза и СНГ. Экспортируются те же марки кофе, что и продаются на российском рынке: «Жокей», «Нестле», «Якобс», «Черная карта» и прочие.

Кофе хорош для малого бизнеса

Российский малый бизнес неплохо зарабатывает на кофе на вынос, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Это продукт с высокой добавленной стоимостью, потребитель активно покупает, и снижения потребления тут не предполагается. Это некий формат удовольствия за сравнительно небольшие деньги, поэтому даже при заметном ухудшении платежеспособности россияне вряд ли заметно снизят объемы потребления кофе.

При этом, подтверждает эксперт, за последние годы культура потребления кофе вышла на новый уровень, и с позиции появления новых сортов и обжарок, и в вопросах спроса. Обжарка кофейных зерен не брендирована, поэтому говорить о том, что российский кофе как-то известен в мире, преждевременно. Это не бренд и пока не знак качества, это просто этап производства.

Что же касается перспектив стоимости напитка, то, по словам Павла Сигала, биржевые цены на кофе стоят в долгосрочном восходящем ценовом канале. Кроме того, стоимость очень чувствительна к показателям урожая зерен и погодным условиям. В среднем, прогнозирует эксперт, в 2022 году цена на кофе в зернах на бирже может вырасти на 3-7%, розничные же цены на кофе способны подниматься в среднем на 5% — в зависимости от качества и состава. Это, несомненно, отразится и на наших потребителях напитка.