Казахстан: что даст первое в истории применение сил ОДКБ

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
6 января 2022, 11:36

Организация коллективной безопасности приняла решение оказать содействие Казахстану в наведении порядка в связи с продолжающимися уже несколько дней волнениями и насилием, охватившими значительную часть страны. Это решение является прецедентным, основную задачу по его исполнению будут выполнять российские миротворческие силы. Каким образом должны быть соблюдены при этом интересы России в настоящем и в будущем?

Минобороны РФ/ТАСС
Россия. Московская область. Военно-транспортный самолет Ил-76 с российскими миротворцами на борту, вылетевший в Казахстан с аэродрома Чкаловский. В Казахстане со 2 января продолжаются беспорядки

Три условия

После почти суток растерянности и сдачи города Алматы на поживу мародерам казахстанская власть наконец-то начала собираться в кучку и демонстрировать активность. Президент страны Касым-Жомарт Токаев (который теперь еще и глава Совбеза вместо Нурсултана Назарбаева) объявил о введении режима чрезвычайного положения на всей территории республики, а также о начале контртеррористической операции в охваченном беспорядками Алматы.

Власти уже объявили об освобождении городского аэропорта. Сейчас наводится порядок в самом городе – по состоянию на утро военные пытаются обезвредить протестующих, захвативших огнестрельное оружие.

При этом казахские руководители столкнулись с проблемой – у них не хватает вооруженных сил для наведения порядка. И дело не только в том, что некоторые части оказались ненадежными (большой привет клановой структуре общества, которую так и не смогли размыть – что и не удивительно при ставке на национализм), но еще и в том, что протесты идут во многих городах страны. Именно поэтому Касым-Жомарт Токаев обратился за помощью к союзникам: он попросил ввести на территорию страны войска Организации договора о коллективной безопасности.

Со времени создания в 2008 году Коллективных сил оперативного реагирования (КССР) миротворческих сил ОДКБ (сама организация ведет свою историю еще с 1992 года, когда была создана ДКБ), они ни разу не применялись в условиях военной или антитеррористической операции. В 2010 году в связи со сложной ситуацией на границе с Узбекистаном определенная помощь была оказана Киргизии, но силы КССР не вводились.

Для обеспечения вмешательства ОДКБ Казахстану нужно было соблюсти три условия: защищать себя самому, написать письменное обращение и обозначить правильно цель вмешательства. Все это было сделано. Началась контртеррористическая операция (чтобы ни у кого не возникало сомнения в том, что власть намерена бороться до конца и не собирается переложить все репутационные риски и жертвы на плечи союзников), а еще до ее начала было написано официальное обращение (для соблюдения процедуры, чтобы потом никто не говорил о какой-то оккупации казахстанской территории).

В качестве основания для ввода войск Токаев указал необходимость защиты страны от «вторжения террористических организаций, подготовленных из-за рубежа». Что отчасти было даже правдой – ни для кого не секрет, что западные НКО очень активно осваивали казахстанскую территорию.

В результате «Советом коллективной безопасности ОДКБ принято решение о направлении Коллективных миротворческих сил ОДКБ в Республику Казахстан на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки в стране», —говорится в заявлении Организации. И действия ОДКБ  абсолютно легальны – ст. 7 устава ОДКБ гласит, что стороны «принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету». К тому же миротворцы, скорее всего, будут заниматься не столько наведением порядка в городах, сколько возьмут на себя функцию охраны важнейших инфраструктурных, правительственных и других объектов, освободив тем самым казахстанские силы для оперативного наведения порядка.

При ограниченной роли батыров

Под миротворцами, судя по всему, имеются в виду прежде всего россияне. Утром в официальном сообщении ОДК уже заявлено, что «самолетами военно-транспортной авиации ВКС России осуществляется переброска на территорию Республики Казахстан российской части миротворческого контингента». Причем «передовые подразделения из его состава уже приступили к выполнению поставленных задач».

И вопрос теперь в том, кто им составит там компанию? «Интересно, для виньеточки каких-нибудь бравых воинов из других стран ОДКБ нашим героям придадут? Ну ради картинки хотя бы. Трудно даже вообразить, насколько охотно миротворческую помощь братьям в Казахстане окажут – особенно под камеры – несгибаемые киргизские батыры. Надо же помочь сбившемуся с пути доброму соседу», — иронизизирует в своем телеграм-канале журнал «Россия в Глобальной Политике».

Киргизские батыры, конечно, помогут с удовольствием – особенно на фоне тех экономических разногласий, которые были в последние месяцы между этими двумя «добрыми соседями». Да и какой-то флер коллективности миротворческому контингенту ОДКБ придадут – чтобы операция не выглядела как ввод российских войск. Однако нужно понимать, что целью миротворческой операции станет наведение порядка – а там, куда отправятся киргизские батыры, в успехе этой задаче есть основания сомневаться, поскольку их присутствие добавит к настроениям протестующих еще и унижение от того, что у них дома порядок наводят киргизы. Именно поэтому миротворческую операцию должны будут проводить российские войска. Которые вполне можно будет разбавить белорусским контингентом – у Минска и Астаны всегда были хорошие отношения.

Возникает еще один вопрос: а оно России надо? Ввод войск в Казахстан – неважно на каком основании – сразу же будет рассматриваться на Западе как очередная оккупация очередной постсоветской страны. Казахским же националистам (в том числе и тем, кто не вышел на акции протеста) очень быстро объяснят, что россияне посягают не только на суверенитет, но и на территориальную целостность государства – в частности, готовятся отторгнуть населенный русскими Северный Казахстан. Благо отдельные российские интеллектуалы уже наваяли посты в соцсетях о том, что пора возвращать «Южную Сибирь» в родную гавань. 

Стоит благодарности

При всех эти рисках вводить войска все равно нужно. Во-первых, потому, что Москва не может позволить себе превращение страны, с которой у нее более 7 тысяч километров неохраняемой границы, в новую Украину, да еще и охваченную радикальными исламистскими настроениями.  Москва не может позволить себе и проявить слабость перед начинающимися через считанные дни переговорами с Соединенными Штатами – ведь Кремль сам требовал, чтобы американцы убрались с постсоветского пространства, а значит он должен показать, что способен сам наводить там порядок. Наконец, Кремль обязан защищать жизни русских в Казахстане, которые, в случае победы националистов на улицах, окажутся под угрозой.

Естественно, все это нужно делать не бесплатно и не по доброте душевной. Главными пострадавшими от победы радиальной улицы станут не россияне, а сами казахские власти. А значит, они должны быть заинтересованными в российской помощи – и заинтересовать Кремль в этом. «Конечно, надо помочь. Обязательно надо помочь. Но и некоторые условия надо поставить.  Крым — признать. Кириллицу — вернуть.  Русский язык — второй государственный, как в Киргизии. Оставить в покое русские школы и не врать Начальнику, что и так так. Выгнать антироссийские НКО. Внятная братская внутренняя политика, исключающая игры с нациками», — пишет глава RT Маргарита Симоньян.

Судя по всему, вопрос с условиями – по крайней мере, большей их части из предложенного списка, — уже решен. Объективно, исполнение этих пунктов само по себе является необходимым не только для «умасливания» России, но и для дальнейшего выживания казахстанского режима. Ставка властей на национализм предсказуемо не сработала: выкормыши были в первых рядах протестующих, поскольку породившая их власть оказалась для них «недостаточно национальной». Открытость страны (в рамках ее демократического имиджа) для работы иностранных НПО тоже вышла боком – западные организации финансировали и идейно окормляли протестующих.

Поэтому у властей Казахстана, если они, конечно, хотят остаться властями, есть лишь один вариант дальнейших действий. Навести порядок в стране, усилить евразийскую идентичность, сделать ставку на создание не казахской, а казахстанской нации. Ну и, наконец, помнить, кто в сложную минуту пришел стране на помощь, и быть за это благодарными.