Есть идеи — хоть и нет «Икеи»

Александр Лесных
21 июня 2022, 10:06

Производство мебели в Москве растет вместе со спросом, но без льготных правительственных программ займы на развитие остаются роскошью для таких компаний

Владимир Смирнов/ТАСС

За первые три месяца этого года производство мебели в Москве выросло в 1,5 раза к году предыдущему — предприятия отрасли отгрузили товары на сумму 3,93 млрд рублей, что превышает прошлогодний показатель более чем на 32% и на 75% данные 2020-го. Компании отмечают, что сам рынок стремительно меняется — спрос в премиум-сегменте быстро сокращается, перетекая в более доступные классы. Но с точки зрения загрузки предприятий, в целом, ситуация остается стабильной — некоторые даже задумываются о расширении производства и нанимают новый персонал.

Траектория роста

Сегодня в Москве работают 90 мебельных предприятий. За первый квартал этого года они нарастили выпуск мебели в 1,5 раза, а отдельно в марте — почти в 1,7 раза. Об этом рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский, отметив широкий ассортимент компаний и их направленность на импортозамещение.

«В городе выпускают деревянную, металлическую и мягкую мебель для жилых, офисных и торговых помещений. В основном предприятия используют отечественное сырье, а их продукция не уступает по качеству импортным аналогам», — сказал Овчинский.

В разговоре с «Экспертом» некоторые компании подтвердили, что дела в последнее время у них пошли лучше. Так, Председатель Совета директоров компании «Феликс» Илья Кондратьев отметил, что в первом квартале 2022 года компания работает более эффективно, чем в том же периоде прошлого года во многом из-за того, что коммерческие помещения, которые строились в прошлом году, требуют оснащения офисной мебелью. Поэтому ее закупка идет активно, тендеров достаточно много и наряду с ними возвращаются старые заказчики.

Но не все производители именно офисной мебели сейчас чувствуют себя так же. Например, основатель и генеральный директор Tabula Sense Андрей Рогозин рассказал «Эксперту», что в первом квартале у производителя наблюдается спад продаж, поскольку основные его клиенты — b2b в сегменте «премиум», в числе которых раньше были многие зарубежные компании. «Да, с одной стороны ушли наши западные конкуренты и поляна стала посвободнее, но и сама поляна сильно сократилась, так что баланс пока не в нашу пользу», — говорит он.

Мест хватит для всех

Стоит отметить, что московские мебельные предприятия остаются одним из сильных магнитов для рабочей силы. Как говорил ранее глава столичного Департамента промышленности, штат таких предприятий сейчас составляет 5,8 тыс. человек. И учитывая потребность рынка в продукции, занятость в мебельных цехах будет расти.

«Отрасль активно развивается за счет растущего спроса на продукцию. Только кухонной мебели московские предприятия произвели в первом квартале этого года на 207 миллионов рублей — это в 2,25 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года», — приводит пример Овчинский.

Эти ожидания подтверждают и некоторые собеседники «Эксперта». Так, коммерческий директор фабрики мебели «8 Марта» Олег Билич рассказал, что рост производства в первом квартале этого года к прошлому составил 16%. А если сравнивать тот же период с четвертым кварталом, то прирост составил 11,3%. «Произошло увеличение клиентов и заказов в начале 2022 года за счет небольшого ажиотажа с начала специальной операции. Однако, начиная с конца марта 2022 года, пошел спад», — говорит Билич.

При этом он отмечает, что количество рабочих мест на предприятии было сохранено — на самом производстве работает сложившийся коллектив, а на позиции торгового персонала постоянно идет наем новых сотрудников, поскольку компания самостоятельно ведет продажи в торговых центрах Москвы и области.

Производитель мебели «Феликс» наоборот не просто сохранил рабочие места по итогам первого квартала, но и увеличил количество сотрудников на предприятии, в первую очередь за счет найма новых инженерно-технических работников, рассказал представитель компании.

«Наряду с ними мы нанимали новых маркетологов, специалистов по продажам. Мы активно развиваем сектор гостиничной мебели, поскольку внутренний туризм сейчас развивается», — поделился Илья Кондратьев.

Новые сегменты

Собеседник «Эксперта» из «Феликса» добавляет, что основной рост спроса компания сейчас видит в сферах офисной и домашней, а также гостиничной мебели. Он связывает эти тенденции как со сдачей новых коммерческих и жилых площадей, строительство которых началось в прошлом году, так и за счет развития внутреннего туризма. Но во всех этих сегментах потребитель, можно сказать, считает каждую копейку.

«Потребительский спрос смещается в пользу сегментов эконом и эконом плюс, у нас достаточно компетенций именно в этих категориях, и в них же мы ожидаем дальнейшего прироста спроса», — говорит Илья Кондратьев.

Но и предприятия, ориентированные на более платежеспособных клиентов, ищут новые возможности. Так, Андрей Рогозин из Tabula Sense рассказал, что компания заморозила все нецелевые проекты с одной стороны и начала новые, более соответствующие текущей обстановке. Например, сейчас компания запускает международную франшизу.

Два других собеседника «Эксперта» рассказали, что компании не стали сокращать свои инвестпрограммы, но и с точки зрения расширения масштабов производств смотрят в будущее с осторожностью. И дело тут как в динамике рынка, так и в доступности заемных средств на развитие — проценты по коммерческим кредитам остаются неподъемными даже после недавнего снижения ключевой ставки Банка России до 9,5%. Поэтому без правительственных льготных программ тут не обойтись.

«Льготные программы кредитования для малого и среднего бизнеса должны приниматься быстрее, чем это происходит сейчас. По нынешней ставке рыночные кредиты не могут устраивать бизнес, и в этих условиях, конечно, конвертировать займы в инвестиции будут только единицы. С принятием льготных программ инвестиционная деятельность будет восстановлена», — говорит Илья Кондратьев из «Феликса».

Собеседник «Эксперта» добавил, что компания пользуется программами поддержки, разработанными правительством Москвы — городские власти прикладывают большие усилия для помощи столичным предприятиям.

В Департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы напомнили, что мебельные предприятия могут подать заявки на льготные кредиты для пополнение оборотных средств в Московский Фонд поддержки промышленности — ставки по ним существенно ниже банковских, а на саму программу было направлено 10 млрд рублей по поручению столичного мэра Сергея Собянина. Тот же фонд принимает заявки и по кредитам на реализацию инвестпроектов по строительству объектов нежилого назначения— для этого в конце марта было выделено еще 10 млрд рублей бюджетных средств. А инвесторы, готовые строить новые производства в черте города, либо реконструировать старые, могут арендовать землю по ставке один рубль в год.

О намерении воспользоваться мерами поддержки от города заявил и Олег Билич, отметив, что раньше у компании не было такой возможности, поскольку фабрика не подходила под критерии льготных программ: по оборотам она выглядела как крупное предприятие, а по численности сотрудников — как среднее.