Каршеринги обновляют парки
«Подписано соглашение, я бы даже сказал контракт на более 5 тыс. автомобилей бренда Bestune. До конца года мы поставим это количество в каршеринговый сервис. В итоге каждый третий автомобиль „Яндекс Драйва“ будет Bestune», — отметил Николай Беспалов.
Представитель «Яндекс Драйва» подтвердили заключение контракта. В пресс-службе «ФАВ-Восточная Европа» добавили, что контракт был подписан еще в августе. Там уточнили, что речь идет о поставке кроссоверов Bestune T77.
«Первые 150 автомобилей уже вышли на линию. Поставку всей партии планируется завершить до конца года», — отметили в компании. Значительный объем, по данным компании, будет выведен на рынок Москвы, оставшаяся часть — пополнит парки в регионах (сколько именно машин, не уточнили). На данный момент в парк сервиса «Яндекс драйв», по данным самой компании, насчитывает 19,8 тыс. автомобилей.
Цены на Bestune T77 начинаются от 1,92 млн руб. на сайте дистрибьютора марки, предлагаются модели в комплектации Prestige Plus с 1,5-литровым двигателем мощностью 160 л.с. и роботизированной коробкой передач по 2,18 млн руб. Исходя их этого контракт, на поставку 5 тыс. авто мог обойтись в сумму 9–11 млрд руб.
Отвечая на вопрос о планах по локализации автомобилей концерна FAW в России Николай Беспалов на форуме TAXI-2025 ответил: «Как и любой бренд мы об этом думаем».
Нарастить автопарк до конца текущего года также планирует другой крупный игрок рынка каршеринга — BelkaCar. Парк пополнят автомобили Solaris KRX, сообщил «Эксперту» представитель сервиса. Он добавил, что практически все машины BelkaCar произведены в России, то есть это авто локальной сборки: Haval Jolion, BAIC X55, BAIC U5, Solaris HS и «Москвич 3».
Сколько каршеринговых авто в России
По данным выпуска журнала «Мобилити» (о городской мобильности), общий автопарк каршеринга в России на конец 2024 г. насчитывал 75 тыс. автомобилей. Наибольшую долю рынка по количеству машин (38%) занимал сервис «Делимобиль», за ним шли «Ситидрайв» (27,8%), «Яндекс Драйв» (21,6%) и Belkacar (13,6%). Только у одного «Делимобиля» на конец 2024 г. было более 10 млн зарегистрированных пользователей. Доля китайских марок в московских каршерингах доходит до 57%. По прогнозам «Делимобиля» и «Ситидрайва», на которые ссылается журнал, она может вырасти до 80–90% в ближайшие год-два. Сервисы каршеринга работают почти в 30 городах России. Каршеринговый парк в Москве на конец 2024 г., по данным столичного департамента транспорта, достиг 40 тыс. машин.
«Яндекс Драйв» после исполнения контракта станет ближе по размеру парка к лидеру рынка — компании «Делимобиль», в парке которой сегодня более 30 тыс. автомобилей.
«Мы продолжаем анализировать рынок и оценивать новые модели. Ранее мы закупали европейские, корейские и японские автомобили, которые были доступны и популярны на российском рынке. Сейчас обновляем автопарк за счет автомобилей китайских брендов, которые официально работают на российском рынке», — рассказал «Эксперту» представитель «Делимобиля». По его словам, сейчас в парке 40% машин от китайских производителей, 30% — европейских и 20% — корейских. Подробностей новых контрактов по закупке китайских авто он не привел.
В сервисе «Ситидрайв» не ответили на запрос «Эксперта».
Шеринг локализации
Летом на заседании комитета по экономической политике Совета Федерации министр промышленности и торговли Антон Алиханов поддержал инициативу сенаторов по распространению требований о локализации на рынок каршеринга. Ранее речь шла только о машинах такси. «Я знаю, что аналогичная инициатива вами озвучена была на недавней встрече с представителем правительства относительно распространения этого законопроекта и на рынок каршеринга. Горячо поддерживаем это предложение и будем максимально быстро двигаться для того, чтобы обеспечить его принятие», — сказал глава Минпромторга (цитата по «Интерфаксу»).
Поручение разработать требования о локализации применительно к рынкам такси и каршеринга президент России Владимир Путин давал еще в 2023 г.
Пока такого законопроекта разработано не было, но мы внимательно следим за развитием этой инициативы, отметил представитель «Делимобиля». И добавил, что требования о локализации «не станут проблемой».
По словам независимого автомобильного эксперта Антона Максимова, закупка 5 тыс. кроссоверов — достаточно крупный контракт. «По объему он превышает четверть от всего парка автомобилей „Яндекс Драйва“. Ключевую роль здесь могли сыграть привлекательные цены, — с учетом прямых скидок от импортера стоимость, например, кроссоверов Bestune сравнима с топовыми версиями Lada Vesta», — отметил эксперт.
Заключение контракта вряд ли является опережающей закупкой перед введением требований о локализации машин такси (норма должна заработать с 1 марта 2026 г. — «Эксперт») и обсуждающейся локализации для каршеринга, добавил Антон Максимов. Он напомнил, что в «стоках» остается еще около 400 тыс. новых автомобилей. И «Яндекс Драйв», по его словам, мог бы выбирать «из всей широты ассортимента». Несмотря на то, что эта закупка не позволит «Яндексу» опередить «Делимобиль» по размеру парка, сервис сможет расширить географию присутствия в других городах, полагает он.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag