Запуск производства ожидавшейся в этом году 4-й модели кроссоверов бренда Tenet на калужском заводе «АГР Холдинга» откладывается на следующий календарный год. Об этом рассказали два источника «Эксперта», знакомых с ситуацией. Ранее АГР заявлял, что хочет вывести на рынок в 2025 г. четыре модели автомобилей Tenet, но появились только три — T7, T4 и T8, представляющие собой перелицованные кроссоверы Chery.
Представитель АГР подтвердил «Эксперту», что выпуск четвертой модели переносится на следующий год.
Один из источников объяснил сдвиг запуска 4-й модели неблагоприятной рыночной ситуацией. За 10 месяцев 2025 г. в России, согласно данным «Автостата», было продано 1,06 млн новых легковых автомобилей — почти на 20% меньше, чем за тот же период прошлого года. Рост продаж зафиксирован у Toyota (+25,2%), Belgee (+74,9%) и Solaris (в 2,3 раза).
Что такое бренд Tenet
Tenet — российский автобренд, созданный в начале 2025 г. «АГР Холдингом» и китайской государственной компанией Defetoo. Сейчас три модели кроссоверов Tenet — T7, T4 и T8 — выпускаются на автозаводе в Калуге. Они являются лицензионными копиями моделей китайской Chery — Tiggo 7L, Tiggo 4 и Tiggo 8 Plus. С июля 2025 г. выпущено 30 тыс. автомобилей Tenet. По словам операционного директора марки Ильи Перминова, реализовано около 20 тыс. машин. Для их выпуска на калужском автозаводе был подписан соответствующий специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом. По данным «Автостата», в октябре Tenet вошел в пятерку наиболее популярных моделей на российском рынке по числу проданных авто.
По данным портала Auto.ru, четвертая модель Tenet построена на базе китайского Сhery Tiggo 9. Габариты моделей, вероятно, будут схожи: Tiggo 9 имеет длину 4810 мм, ширину — 1925 мм, высоту — 1741 мм, колёсная база составляет 2800 мм. Предполагается, что модель будет полноприводной, оснащаться автоматической коробкой передач и 2-литровым двигателем.
Как VW ушел из Калуги
Немецкий автоконцерн Volkswagen объявил о прекращении поставок автомобилей в Россию и сворачивании местных производств в марте 2022 г. — сразу после начала СВО на Украине. Речь шла о заводах в Калуге и мощностях Горьковского автозавода («Группа ГАЗ») в Нижнем Новгороде, где по контракту собирали Skoda (модели Octavia, Karoq, Kodiaq) и Volkswagen Taos. Завод в Калуге выпускал две модели Volkswagen — Tiguan и Polo, а также Skoda Rapid. Производственная мощность калужского завода составляет 225 тыс. автомобилей в год, в 2021 г. было выпущено 118 тыс. машин.
Сделка по передаче актива российскому инвестору была закрыта в 2023 г. Покупателем «Фольксваген Груп Рус» стала ООО «Арт-Финанс» — структура бывшего главы дилера «Авилон» Андрея Павловича. Компания также приобрела и другие «дочки» немецкого концерта в России — «Фольксваген КС», «Скания лизинг», «Скания финанс» и «Скания страхование». В том же 2023 г., как заявлял первый вице-премьер Денис Мантуров, началась работа по поиску нового индустриального партнера для площадки.
В феврале 2025 г. было подписано соглашение о партнерстве между АГР и Defetoo, в марте — началась поставка оборудования на калужскую площадку, а летом было запущено производство. Перезапуску предшествовала работа по перепроектированию цехов сварки и окраски, сборочной линии. Уровень автоматизации сварочного цеха доходит до 90%, используются 332 робота, рассказали журналистам на предприятии. Часть механизмов осталась еще от прежнего владельца, часть — новые. Уровень автоматизации сборочного цеха — 5%. По данным газеты «Ведомости», инвестиции АГР в калужское предприятие составят 50,6 млрд руб., из которых уже вложено 10 млрд руб.
Производственная мощность площадки под мелкоузловую сборку, по данным АГР, составляет 194 тыс. автомобилей в год. Сейчас предприятие работает в две смены общей продолжительностью 16 часов. Сборка кроссоверов Tenet осуществляется по полному циклу (со сваркой и окраской кузова).
Потенциал для расширения автопроизводств в России сохраняется, с учетом большой доли импорта (более 900 тыс. легковых автомобилей в 2024 г.) и прогнозах по емкости рынка, отмечает старший аналитик «Эйлер» Владимир Беспалов. «Планы расширения мощностей основаны на понимании долгосрочного потенциала рынка, а не на текущей конъюнктуре. В среднесрочной перспективе емкость российского рынка новых легковых автомобилей может составлять 1,5–2 млн штук в год», — отмечает аналитик.
К локализации подталкивает иностранные автоконцерны российское правительство. Она становится «во многом необходимым условием сохранения значимого присутствия на российском рынке в долгосрочной перспективе». Росту продаж Tenet, по словам Беспалова, может способствовать то, что эти модели входят в перечень авто, которые можно приобрести в рамках льготных кредитов и лизинговых программ, и включение в реестр машин для такси.
Объем российского авторынка — важный фактор для принятия тех или иных решений иностранными автопроизводителями, отмечает автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Но этот вопрос сложнее, чем просто соотношение объемов продаж и производства. Понятно, что если спроса нет — то и смысла работать на склад тоже нет. Однако представление новых моделей связано и с обязательствами производителей по локализации. Они в некотором смысле должны государству за предоставлением им льгот и субсидий», — поясняет Максим Кадаков. Проблема, по его словам, заключается в том, что никто не может спрогнозировать ситуацию на рынке на 2026 г. Максим Кадаков прогнозирует продолжение снижения продаж авто: «Мне кажется, что будет минус, на сколько именно, сказать сложно. Но все автозаводы будут серьезно просчитывать этот фактор».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag