Рынок устремился в пике
Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам сентября сократились на 18% в сравнении с тем же месяцем годом ранее, до 122 тыс. единиц, сообщил Минпромторг. Агентство «Автостат» приводит похожие данные — снижение продаж на 18,7%. За 9 месяцев 2025 г. продажи снизились на 22,4% год к году, до 895,9 тыс. штук, уточнили в агентстве.
Среди попавших в топ-10 марок семь продемонстрировали в сентябре отрицательную динамику, наиболее заметна она у китайских Chery и Changan, продажи которых просели вдвое, отмечает «Автостат». Вместе с тем рост продаж зафиксирован у Toyota (+48,8% год к году, до 3,3 тыс. машин), Solaris (+102%, до 4 тыс.) и Belgee (+128,2%, до 8,3 тыс.). «Стоит отметить, что японский бренд, который официально свои автомобили в Россию не поставляет, второй месяц подряд входит в десятку лучших на нашем рынке», — отмечают аналитики «Автостата». По итогам января — сентября эти три бренда также оказались «в плюсе».
Автомобили лидирующей тройки автобрендов показали снижение продаж: Lada за 9 месяцев сократила их на 24,9%, до 237,7 тыс. машин, Haval — на 19,6%, до 136,4 тыс., Geely — на 44,7%, до 112,8 тыс.
При этом, по данным Минпромторга, продажи автомобилей российской сборки снижаются медленнее, чем импортных. В январе — сентябре рынок новых транспортных средств (включая легкий коммерческий транспорт, грузовики и автобусы) просел на 25%, в то время как продажи произведенного в стране колесного транспорта указанных категорий лишь на 5%.
Как пересматривали параметры «утиля»
Правительство РФ в 2024 г. утвердило пошаговую ежегодную шкалу индексации утильсбора, который уплачивают как импортеры автомобилей, так и их производители. Местным автозаводам сбор компенсируют из бюджета в зависимости от уровня локализации (чем выше локализация, тем больше размер компенсации). «Ведомости» сообщали со ссылкой на источники, что в 2025 г. планку локализации снизили вдвое — для полной компенсации сбора достаточно набрать 1500 баллов по постановлению правительства № 719. По данным ГИСП, этого уровня локализации достигают, например, автомобили «АвтоВАЗа», «Москвичи», Solaris.
Сбор на автотехнику и прицепы был проиндексирован уже с 1 октября 2024 г. в среднем на 70-85%. С января 2025 г. ставки были повышены еще на 10-20%, в дальнейшем планируется их ежегодная индексация до 2030 г. на 10-20% ежегодно.
Индексация должна была принести федеральному бюджету 2 трлн руб. в этом году. Но из-за общего «замедления» экономики авторынок серьезно просел, что повлияло и на общий размер поступлений от сбора. Источник в кабмине говорил РБК, что выросло количество авто, ввезенных физлицами, которые утильсбор не платят. В результате прогноз собираемости был понижен дважды: весной — до 1,6 трлн руб. и осенью — до 1,1 трлн руб.
В сентябре Минпромторг предложил вновь скорректировать параметры утильсбора: льготную ставку для физлиц сохранить только на автомобили мощностью двигателя менее 160 л.с. и дополнить методику расчета сбора для юрлиц привязкой к мощности по прогрессивной шкале. Предполагается, что это должно сдержать «серый» импорт (когда авто оформляется на физлицо, но фактически приобретается для перепродажи).
Почему не все бренды «в минусе»
Рост продаж Belgee и Solaris опрошенные «Экспертом» специалисты объясняют не только эффектом низкой базы, но и рядом других причин. «Belgee — это, по сути, Geely белорусской сборки, объемы ее продаж растут на фоне того, что марку недавно вывели на наш рынок и она представляет относительно бюджетный модельный ряд, расширяет его. Часть автомобилей Geely продают под брендом Belgee, что также влияет на статистику», — пояснил «Эксперту» исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
У Solaris, выпускаемых на бывшем петербургском заводе Hyundai (ныне «Автомобильный завод АГР»), похожая история, продолжает Сергей Удалов. «Они нарастили объемы сборки. Автовладельцы в России хорошо знают этот корейский бренд. Дополнительно „АГР“ хорошо развила свою дилерскую сеть», — отметил он.
Solaris и Belgee действительно растут в первую очередь на эффекте низкой базы, соглашается старший аналитик «Эйлер» Владимир Беспалов. «Продажи Solaris начались в прошлом году не с начала календарного года, Belgee тоже массово стартовали с середины 2024 года — это свою сыграло роль. Второй момент: эти марки неплохо позиционированы в ценовом плане, они продаются в районе 2 млн рублей. Это достаточно привлекательное предложение», — отмечает аналитик.
С Toyota, по словам Сергея Удалова из «Автостата», совсем другая история. «Их ввозят только по параллельному импорту. Это бренд с хорошей репутацией и у него высокая остаточная стоимость, в отличие от китайских брендов. Возможно, также сыграло свою роль налаживание процесса логистики этих машин и открытие новых каналов поставок», — рассуждает он.
Японские автомобили традиционно популярны в России, соглашается Владимир Беспалов. «К тому же российских аналогов в этом сегменте (внедорожники, автомобили бизнес-класса. — „Эксперт“) просто нет. Поэтому на Toyota смотрят как на приемлемую альтернативу китайским маркам», — пояснил он.
Эти три игрока смогли предложить рынку стабильность, узнаваемость и актуальную цену, отметила генеральный директор Frank Auto Ирина Франк.
Планируемая с ноября отмена льготной ставки утильсбора для ввоза автомобилей с двигателем мощнее 160 л.с. физлицами не сильно скажется на общих объемах автомобильного рынка России, считают Владимир Беспалов и Сергей Удалов.
Toyota будет продолжать ввозить, находить варианты, подпадающие под льготный «утиль» — например, компактный RAV4, отметил Сергей Удалов. «В принципе, новые корректировки сбора затрагивают меньшую часть авторынка. Может произойти небольшое смещение спроса на более дешевые машины с двигателем до 160 л.с., но на объемы рынка это сильно не повлияет. Если кто-то захочет купить импортный внедорожник, то он его купит в любом случае», — добавил Владимир Беспалов.
По мнению Ирины Франк из Frank Auto, власти могут рассмотреть очередную корректировку механизма утильсбора на фоне успехов Toyota: «Минпромторг может исходить из того, что бренды, не представленные официально и пользующиеся особыми условиями, получают несправедливое преимущество. При этом утильсбор сегодня является ключевым источником финансирования других госпрограмм», — резюмировала она.
В пресс-службах «АвтоВАЗа» и «АГР» отказались от комментариев «Эксперту».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag