Мобилизационная готовность
В «войне моторов» о России как серьезном техническом факторе говорить не приходится. «Она не имеет ни одного собственного завода, который сумел бы сделать, скажем, настоящий грузовик», — рассуждал в 1920-х годах будущий лидер Рейха. Велико же было удивление Гитлера в октябре 1941-го: «Захваченные советские территории представляют собой не что иное, как единую фабрику по производству оружия».
В самой природе советской экономики сосуществовали два потенциала — мобилизации для противостояния враждебному окружению и модернизации ради светлого будущего
ВСНХ предлагал выделить оборонку в особую отрасль и зарезервировать мощности на случай войны. Госплан считал создание чисто военных предприятий необоснованным омертвлением капитала и настаивал на передаче предприятий ВПК в ведение гражданским наркоматам. Необходимо базировать оборону на возможностях всей промышленности, для чего «тесно увязывать» гражданские и военные стройки, отмечал председатель сводного отдела Госплана СССР Константин Мехоношин.
«Успех мобилизации промышленности зависит не только от подготовленной в мирное время „малой базы“, куда входят „кадровые“ военные заводы, но и от технической подготовки „большой базы“», — писал Иосифу Сталину в 1933 году начальник Артиллерийского управления РККА Николай Ефимов. Идея стала доминирующей в ходе реализации второй пятилетки. Производство самолетов и танков в 1933–1937 годах предлагалось сократить в 1,5 раза, но взамен резко увеличить мобилизационные мощности: по танкам — с 40 тыс. до 90 тыс., а самолетам — с 13 тыс. до 46 тыс.
Когда в Европе заполыхало, подготовленную мобилизационную базу стали планово развертывать и тестировать на прочность. В 1933-м в оборонке было 100 предприятий с 0,3 млн работников, а к началу 1938-го — 219 предприятий с 1 млн работников (10% занятых в производстве). За 1938–1940 годы оборонпром рос по 39%, а затем еще быстрее, тогда как средние темпы в промышленности были в разы ниже.
Конверсия
Массовая конверсия была вопросом технологий и ресурсов, отмечает ученый-экономист Алексей Сафронов. Через Госплан государство оперативно распределяло ресурсы, оборудование и рабочую силу между ключевыми отраслями и предприятиями.
Быстрее освоить выпуск новой продукции помогали универсальность производственной базы и отработанные механизмы подготовки кадров. Гражданские заводы порой прикрепляли к головному военному. Сеть конструкторских бюро и система мотивирования к инновациям помогали широкому распространению передовых разработок и опыта.
Главной задачей мобилизационного плана в 1941-м стал перенос и развертывание производства на востоке страны. За 1942–1944 годы там построили 2250 крупных предприятий. Рост производства вооружения требовал расширения добычи угля, железной руды, выпуска стали и энергии, подо что подготовили и стали разворачивать базу.
цифры
Доля в общем производстве военной и гражданской продукции, что шла фронту, выросла с 26% в 1940-м до 45% в июне 1941-го, 65% — в июле и 70% — в августе, приводит данные академик РАН Георгий Куманев. К 1944-му военная промышленность была в три раза больше, чем в 1940-м, а гражданское производство — на 40% ниже.
Быстрому переходу на изготовление новой продукции помогала ускоренная подготовка кадров. Например, в авиастроении основная масса работников в 1941–1942 годах проходила через индивидуально-бригадное обучение. Новичок закреплялся за инструктором-рабочим, который знакомил с техникой безопасности, учил управлять станком. Новые рабочие объединялись в бригады по два-четыре человека или группы по пять-десять человек, где осваивали базовые операции. С конца 1942-го делается упор на повышение профессионального уровня через стахановские школы, техминимумы, курсы целевого назначения. Без отрыва от производства повысили свою квалификацию в 1941–1943 годах 11,7 млн человек. Трудоемкость изготовления военной техники уменьшилась за годы войны в два-три раза, отмечает ученый-экономист Вячеслав Парамонов.
Двойные технологии
С принятием мобилизационного плана сократился выпуск некоторых видов гражданской продукции, в том числе вагонов, паровозов, удобрений, ширпотреба, оборудования для легкой и пищевой промышленности. Повысился удельный вес качественного проката в производстве металла, авиабензина и дизеля в производстве нефтепродуктов и специальных химикатов, отмечал бывший председатель Госплана Николай Вознесенский.
Быстрее всех перестроился железнодорожный транспорт, который занялся эвакуацией и переброской войск и техники. В первый же день войны ввели особый график движения поездов, который предусматривал первоочередное прохождение воинских эшелонов. После войны население и производство возвращались на прежние места, восстанавливались разрушенные пути, а новые пути помогали интеграции построенных экономических объектов. Характерным стал рост дорог с твердым покрытием.
Топливная промышленность столкнулась с серьезными проблемами в 1942-м, когда противник вторгся на Кавказ. Нефтедобыча в Азербайджане упала за 1940–1945 годы примерно в два раза, зато наращивалась в Волго-Уральском районе. Например, Уфимский НПЗ увеличил выпуск ГСМ в три раза. На предприятии освоили технологию очистки и переработки высокосернистой нефти. А в 1941-м сдали установку гидрогенизации, на которой получали изооктан для авиатоплива. А на Горьковском опытно-промышленном заводе освоили производство снарядной, танковой и пушечной смазок. Наращивался и выпуск дизельного топлива для танков. В 1943-м 70% дизеля и бензина с советских НПЗ шло на фронт (в 1940-м — 10–20%).
Первоочередной задачей пищевой промышленности было обеспечить питанием красноармейцев. Из-за потерь половины сельскохозяйственных угодий возник острый дефицит продовольствия. Предприятия сокращали ассортимент, но наращивали выпуск для армии и озаботились увеличением сроков годности. Мясные и плодоовощные заводы освоили изготовление консервов и концентратов, хлебопекарни стали выпускать сухари, а мясоперерабатывающие предприятия — копчености. Молочные и масложировые заводы делали сухой творог и молоко, плавленый сыр, расширилось изготовление сахарозаменителей.
Не меньше пострадала от оккупации легкая промышленность, потерявшая районы выращивания льна и интенсивного животноводства, дававшего кожевенное сырье и шерсть. Производство хлопка в 1945-м было почти в три раза меньше довоенного года, настолько же упал и выпуск кожаной обуви. Недостаток сырья покрывался производством из композитных материалов, например кирзовых сапог. Легкая промышленность освоила также выпуск тканей для парашютов и самолетов.
Выдающегося успеха удалось добиться в замещении каучука. До войны он поступал из Азии, но падение поставок привело к дефициту резины. Ученые под руководством академика Сергея Лебедева создали технологию синтеза полибутадиена. Осенью 1941-го первая партия нефтехимического каучука вышла с завода в Ярославле. Преимущества были в доступности исходного сырья (это был бензин), устойчивости, низкой себестоимости и простоте технологии. Вместе с новыми заводами в Кемерово, Воронеже и Саратове было произведено около 1 млн тонн синтетического каучука, покрыв нужды в сырье для изготовления шин и обуви.
В химпроме был значительно сокращен выпуск удобрений и выросло производство взрывчатки. Азот — непременный компонент производства пороха. Согласно данным, которые приводит Симонов, в 1942-м на боеприпасы шло 92% азотной, 46% серной и 83% аммиачной кислоты. В производстве советских самолетов сильно не хватало алюминия, поэтому задействовали дельта-древесину — разработанный в 1930-х прочный композит на основе формальдегидной смолы. После войны мощности химпрома помогли нарастить выпуск удобрений, а также пластмасс, синтетических материалов и полимеров.
В металлургии переходили с гражданских сортов стали на броневую и огнеупорную, а также создание прочных сплавов. Вместо проката, труб или заготовок для тракторов стали выпускаться детали артиллерийских снарядов, корпуса для танков и самолетов. Наращивать выпуск помогла технология автоматической дуговой сварки под флюсом академика Евгения Патона. Знаменитый ученый Андрей Бочвар разработал новый легкий сплав — цинковистый силумин, из которого делали моторы для военной техники. Новые металлургические базы на востоке, такие как Норильский никелевый комбинат, стали важным источником цветмета для брони и авиапрома.
Если в 1940-м оборонке шло 35% качественного проката, то в 1942-м — 68%. Крупнейшим металлургическим центром страны стал Магнитогорск, куда переехали 34 предприятия. Уже утром 22 июня завод получил первый военный заказ на броневой металл, а через месяц сумел выдать первую плавку. Каждый третий снаряд и каждая вторая танковая броня были сделаны из магнитогорской стали.
Но со сложной техникой проблем было больше.
Машинная перестройка
Саратовский завод комбайнов запустили в декабре 1931-го. Поначалу он выпускал сельскохозяйственную технику. Внешние угрозы заставили в 1937 году переориентировать предприятие на производство самолетов. Прошла полная перепланировка: смонтированы заново сотни станков, изготовлены тысячи специальных приспособлений, штампов, создана новая авиационная технология, сооружен заводской аэродром. В октябре 1938-го с него взлетел первый самолет-разведчик Р-10. В середине 1940-го завод за три месяца освоил серийный выпуск истребителя Як-1, ставшего самым массовым в военные годы. САЗ дал фронту 8,7 тыс. Як-1 и более 4 тыс. Як-3 — почти половину общего количества этих машин, выпущенных за годы войны. После войны продолжилось сотрудничество авиазавода и ОКБ Яковлева. В апреле 1946-го был испытан первый тренировочный самолет Як-11, которых выпустили 1710 единиц. А в 1950-м освоил выпуск многоцелевого истребителя МиГ-15.
«Вся территория завода объята пламенем. Огонь бушует, пожирая детали, узлы, агрегаты, горят склады, накаляются стенки многотонных прессов... гибнет производство, налаженное с таким трудом!» — вспоминал директор Саратовского авиазавода Израиль Левин. В ночь с 23 на 24 июня 1943 года немецкие бомбардировщики сбросили на него свыше 100 фугасных бомб и уничтожили 60% оборудования. «Передайте коллективу, что мы поможем саратовцам. Нужно только быстрее организовать выпуск истребителей», — отреагировал Сталин. Уже 29 июня продолжилась сборка самолетов, а полностью завод восстановили к сентябрю.
цифры
Число советских авиазаводов за годы войны выросло со 100 до 171, площади увеличились с 3,5 млн до 8,5 млн м2, число металлорежущих станков — с 41 тыс. до 93 тыс., а рабочих — с 370 тыс. до 715 тыс. Общий выпуск самолетов в СССР увеличился с 11 тыс. в 1940-м до 40 тыс. в 1944-м. Росту производительности помог перевод сборки на поток и конвейер. К концу войны поточным методом было охвачено около 80% всех монтажных операций, в том числе конвейерами — 50%.
Саратовская, а также Куйбышевская (ныне Самарская) области и Татарская АССР были главными регионами, куда перебазировали авиапредприятия. В Куйбышев к январю 1942-го переехали Воронежский самолетостроительный завод № 18, столичный Авиазавод № 1 имени Сталина и Моторный завод № 24 имени Фрунзе. Главной их продукцией были штурмовики Ил-2, самый массовый и каждый третий самолет Великой Отечественной, которых выпустили 36 тыс.
После войны выпуск самолетов стремительно падал. На куйбышевских авиазаводах в 1945-м он снизился в два раза, а в стране в целом — на треть. К 1950-м в СССР было выпущено 3,1 тыс. боевых самолетов, в семь раз меньше, чем в 1945-м. Основные заводы вернулись домой, часть законсервировали. Активно развивались программы реактивных самолетов и гражданской авиации. Авиазавод № 1 (сейчас РКЦ «Прогресс») успешно освоил серийный выпуск реактивных самолетов МиГ, бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16, а с 1958-го — ракеты Р-7. Завод № 18 занялся бомбардировщиками Ту-4, стратегическими носителями Ту-95 и только с начала 1960-х стал выпускать пассажирские Ту-114. Завод № 24 (сейчас производственный комплекс «Салют»), помимо реактивных двигателей, начал выпуск деталей для сельхозтехники. Из Куйбышева в Москву еще в мае 1942-го вернулось ОКБ Ильюшина. Спустя год он в инициативном порядке занялся созданием пассажирского самолета на замену лицензионного Ли-2. Первый Ил-12 полетел в августе 1945-го. Машина получилась настолько удачной, что даже шла на экспорт в Чехию, Румынию и Китай, а его преемник Ил-14 — в 31 страну.
Главной кузницей танков в период войны стал Челябинск.
К октябрю 1941-го на базу Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) перевезли семь предприятий, в том числе Харьковский моторный завод № 75 и ленинградский Кировский завод, которые образовали настоящий «Танкоград»
Перестроение тракторного производства в танковое является хрестоматийным примером конверсии. Хотя у тракторов ЧТЗ на первых порах было много общего и с самолетами. На «Сталинец-65» ставили бензиновый двигатель М-17, что использовался не только в легких танках, но и тяжелых бомбардировщиках ТБ-3 и Р-6. Причем танкам моторы передавали после выработки ими летного ресурса в авиации. Вынужденно в первый год войны они стояли также на Т-34 и КВ-1 из-за нехватки собственных дизелей В-2. Переводить автотракторный парк страны на дизели партия решила еще в 1930 году. У них был выше КПД и дешевле топливо. Но процесс затянулся на восемь лет, и первый мотор мощностью 500 л. с. пошел в серию только в сентябре 1939-го благодаря конструкторам Харьковского моторного завода № 75.
Другой флагман — Харьковский машиностроительный завод № 183 — переехал на площадку Уралвагонзавода (УВЗ) в Нижний Тагил вместе с еще 11 предприятиями. УВЗ имел поточно-конвейерное производство замкнутого цикла, мощную металлургическую базу и свою энергетику. Изначально завод делал вагоны и платформы, но в 1941-м их производство остановили, а ресурсы переключили на выпуск танков, бронекорпусов для самолетов Ил-2 и артиллерии.
цифры
За годы войны в СССР сделали свыше 110 тыс. танков и САУ. В частности, Челябинский завод выпустил 17 тыс. танков КВ, ИС, Т-34 и САУ, Нижнетагильский завод № 183 — 25 тыс. танков Т-34, Горьковский автозавод — 17 тыс. легких танков и САУ, а Горьковский завод № 112 («Красное Сормово») — 11 тыс. танков Т-34. Завод № 76 в Свердловске произвел больше всех дизелей В-2 (22 тыс.). Проявил себя и свердловский Уралмаш, который изготовил 19 тыс. бронекорпусов, 30 тыс. полевых и танковых орудий и 6 тыс. танков и САУ.
После войны Челябинск вернулся к выпуску тракторов, в 1946-м запустил в серию «Сталинец-80». УВЗ не только возобновил производство вагонов, но и выполнял заказы для сельского хозяйства, строительной и авиационно-космической отраслей. Уралмаш вернулся к выпуску экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, прокатных станов, прессов и прочей техники.
Не одну госнаграду заслужили как во время войны, так и после нее горьковские машиностроители. Завод «Красное Сормово» вернулся к строительству паровозов, подлодок и гражданских судов. Горьковский артиллерийский завод № 92 («Новое Сормово»), который до 1933 года выпускал в основном гражданскую технику, после прихода конструктора Василия Грабина стал главным артиллерийским центром. За годы войны он выпустил 100 тыс. пушек семейства ЗиС — больше, чем все остальные предприятия СССР или вся оборонная промышленность Германии. В 1946-м их выпуск прекратили, а демобилизованный завод организовал производство оборудования для нефтяной отрасли и принял участие в урановом проекте, создавая машины для обогащения и уран-графитовые реакторы.
Реконверсия
В декабре 1944 года Госкомитет обороны поручил предоставить план сокращения производства боеприпасов и вооружения, имевшихся в запасе в достаточном количестве. Оно началось уже в январе 1945-го, а широкомасштабную конверсию промышленности запустили с 16 мая 1945-го. Выпуск боеприпасов сокращался от 30% до 97% по разным позициям.
цифры
Число работников в военно-промышленных наркоматах сократилось с 1,27 млн на январь 1944-го до 1,14 млн спустя два года. Был восстановлен 8-часовой рабочий день, причем в ВПК он падал до 7,5–7,6 часа. Увеличилось количество выходных, восстановили отпуска.
Военно-промышленные наркоматы обязали представить предложения о новой номенклатуре и размерах производства гражданской продукции на освобожденных мощностях. Была проведена их реорганизация. Наркомат танковой промышленности стал Наркоматом, а затем Министерством транспортного машиностроения, Наркомат минометного вооружения — Министерством машиностроения и приборостроения, а на базе Наркомата боеприпасов возникло Министерство сельскохозяйственного машиностроения.
Мощности Министерства вооружений предполагалось использовать для изготовления оптико-механических приборов, подъемно-транспортной техники и оборудования для нефтяной и угольной промышленности. Предприятия авиапрома получили задание на выпуск энергетического и электрического оборудования, автобусов и мотоциклов. Минсельхозмаш и Минтрансмаш должны были нарастить производство сельхозтехники, паровозов, тепловозов, дизельных энергетических установок, автокранов. В 1946 году было создано Министерство промышленности средств связи, которое осваивало производство радиолокационного вооружения, а также радиоприемников.
Выпуск на предприятиях оборонной промышленности в 1946-м предполагалось сократить по сравнению с 1945-м на 36%, при этом производство военной продукции снижалось бы почти в 2,4 раза, а гражданской должно было вырасти в 2,3 раза. Но в итоге конверсия не поспевала за спадом военного производства, планы по гражданской продукции срывались, а оборудование простаивало без дела, жаловался начальник Отдела сводного народнохозяйственного плана Госплана СССР Борис Сухаревский.
Реконверсию облегчала широкая распространенность двойных технологий, но мешал сильный износ имеющегося оборудования. Отчасти проблему решал вывоз техники по репарациям. Но ее освоение требовало времени. Поэтому неудивителен резкий спад общего производства в 1946 году — на 17%. Для реиндустриализации на новой технологической основе предстояло вновь затянуть пояса. За 1946–1951 годы построили и восстановили 6,2 тыс. крупных предприятий, вкладывая по 60 млрд руб. ежегодно. Важной частью четвертой пятилетки стал технический план с заданиями по внедрению новых технологий.
цифры
Уже к 1948 году удалось выйти на довоенный уровень гражданского производства. Выпуск военной продукции снизился в 1945-м на 40%, а к 1950-му — почти в четыре раза по сравнению с 1944 годом. Если в 1940-м доля военного производства в промышленности была 17%, а в 1945-м — 40%, то в 1947-м — 11%, а в 1950-м — 8%. С перестройкой производства на гражданское промышленность стала расти опережающими темпами — по 23% в год.
Победа в войне укрепила убежденность советского руководства в эффективности плановой экономики для обеспечения мобилизационной готовности страны
Поэтому мобилизационная база воссоздавалась на новом уровне. Три пятилетки должно было уйти на ее наращивание, чтобы, словами Сталина, «Родина была гарантирована от всяких случайностей».
Растущие мощности производства сырья, металла, топлива и электроэнергии не мог быстро поглотить сокращавшийся после войны ВПК, зато они здорово помогли восстановлению гражданского сектора и повышению уровня жизни населения. Правительство смогло почти бесплатно снабжать население теплом, газом, электричеством, взимать символическую плату за услуги транспорта, регулярно снижать цены.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag