Дефицит не помещается в бюджет

Минфин внес в правительство проект финансового плана на 2026–2028 годы

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Минфин внес в правительство проект бюджета на ближайшую трехлетку (2026–2028 гг.), сообщила 24 сентября пресс-служба ведомства. Между дальнейшим наращиванием долга и поиском дополнительных статей пополнения госказны министерство финансов выбрало последнее. В частности, НДС с 1 января вырастет с 20 до 22%, но на социально-значимые товары (продукты питания, лекарства, товары для детей и пр.) продолжит действовать льготная ставка. Приоритеты нового финансового плана — исполнение социальных обязательств, обеспечение потребностей обороны и безопасности и достижение целей национального развития. О том, сколько денег и куда будет потрачено из казны, — в материале «Эксперта».

Ориентир — нацпроекты

Минфин направил в кабмин пакет законопроектов, включающий в себя поправки в закон о бюджете на 2025 г., законопроект о федеральном бюджете на 2026–2028 гг. и законопроекты о внесении отдельных изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Ключевыми приоритетами проекта бюджета на грядущую трехлетку, как отмечают в Минфине, является выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, соцподдержка семей участников СВО и достижение до 2030 г. национальных целей.

«Бюджетная политика на ближайшие три года направлена на достижение национальных целей развития, решение ключевых задач страны. Финансовый план исходит из безусловного исполнения всех социальных обязательств и реализации нацпроектов, обозначенных президентом России», — говорится в релизе. На мероприятия национальных проектов в течение шести лет, по данным ведомства, предусматривается свыше 41 трлн руб. бюджетных средств — почти в 2,6 раза больше, чем в предыдущие шесть лет.

На что добавят денег в 2025 году


В рамках уточнения закона о бюджете на текущий год, как сообщил Минфин, предусмотрено финансирование отдельных приоритетных мероприятий. В частности, дополнительно направят более 230 млрд руб. на реализацию льготных ипотечных программ (семейная, льготная и дальневосточная ипотека), более 18 млрд руб. — на ремонт ряда федеральных и региональных дорог. Дополнительное финансирование будет направлено на осуществление мер противодействия природным катаклизмам (сумму Минфин не уточняет), в том числе деньги на капремонт некоторых гидротехнических и берегоукрепительных сооружений в Бурятии и Карачаево-Черкесии.

Дополнительные ассигнования выделят (также не уточняется, сколько именно) для финансирования:

  • мелиоративных мероприятий в Крыму, Ставропольском крае, Кировской, Тверской областях и ряде других регионов;
  • создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации в Забайкальском крае, Бурятии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии — Алании;
  • поддержки приоритетных направлений АПК и развития малых форм хозяйствования в более чем 30 субъектах Федерации;
  • социальных обязательств государства, создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями.

Здоровье и демография

В части социальной политики Минфин предлагает сконцентрироваться на улучшении демографической ситуации в стране. Так называемый детский бюджет на ближайшую трехлетку превысит 10 трлн руб. Он предусматривает ежегодное возмещение части НДФЛ малообеспеченным россиянам с двумя и более детьми, а также сохранение маткапитала до 2030 г. с индексацией на уровень инфляции — только по этой программе на три года заложено 1,8 трлн руб. Еще 2 трлн руб. за тот же период Минфин предложил направить на обеспечение семей с детьми жильем за счет субсидирования ипотеки (1,8 трлн руб.) и единовременных выплат многодетным на ее частичное погашение.

На здравоохранение в бюджет на 2026 г. и плановый период 2027–2028 гг., как следует из данных Минфина, заложены «‎дополнительные ресурсы» в размере более 1 трлн руб. Отмечается, что на реализацию нацпроекта «‎Продолжительная и активная жизнь» предусмотрено более 900 млрд руб., еще 94 млрд руб., согласно нацпроекту «‎Семья», пойдут на развитие объектов детского здравоохранения.

Бюджетные деньги на развитие образования будут в первую очередь направлять на строительство и обновление инфраструктуры. В частности, на капремонт школ в расходной части бюджета на 2026–2028 гг. заложено более 290 млрд руб. и 110 млрд руб. — на финансирование строительства школ, которых к 2030 г. должно было возведено 150. Траты бюджета на создание современной инфраструктуры детских садов Минфин оценивает в 50,9 млрд руб. за три года, строительство новых дошкольных учреждений обойдется еще в 26,6 млрд руб. Техникумы на аналогичные цели получат за три года около 230 млрд руб., еще 70 млрд руб. заложены в проект бюджета на проведение капитального ремонта в общежитиях.

Технологическое лидерство

Еще одно важное направление бюджетного финансирования — обеспечение технологического лидерства и развитие инфраструктуры. На него в расходной части Минфин закладывает 1,9 трлн руб. на три года. Речь о нацпроектах «‎Средства производства и автоматизации» (117,8 млрд руб.) и «‎Беспилотные авиационные системы» (87,9 млрд руб.), а также о федпроекте «‎Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства» (40,7 млрд руб.). Кроме того, 75,2 млрд руб. предлагается направить на докапитализацию Фонда развития промышленности. В части развития инфраструктуры средства среди прочего выделят на госпрограммы формирования современной городской среды (105 млрд руб.) и комплексного развития сельских территорий (180 млрд руб.). На модернизацию коммунальной инфраструктуры Минфин предусмотрел в бюджете на ближайшие три года 182,3 млрд руб, еще 160 млрд руб. — на ликвидацию аварийного жилищного фонда. Расходы на развитие опорной сети аэродромов составят 202,6 млрд руб. Наконец, 4,6 трлн руб. за три года предусмотрены в проекте бюджета на дороги и обновление общественного транспорта.

В сфере межбюджетных отношений прямые расходы бюджета заложены на бюджетные кредиты регионам — по 150 млрд руб. ежегодно. Также Минфин предусмотрел в проекте бюджета меры финансовой поддержки регионов: увеличение дотаций на зарплаты, выравнивание бюджетной обеспеченности, программы поддержки субъектов Федерации с низким уровнем социально-экономического развития. Не менее 5% расходов профильных госпрограмм, согласно поручению президента, будет направлено на реализацию мастер-планов Дальнего Востока, уточняется в сообщении Минфина.

Источники наполнения бюджета

Для того чтобы сбалансировать бюджет и избежать роста заимствований, Минфин намерен предложить поправки в Налоговый кодекс, которые должны вступить в силу с 1 января 2026 г.

Наиболее серьезная мера для расширения доходной части бюджета — повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 20 до 22%. Исключением станут все социально-значимые товары: продукты питания, лекарства, медицинские изделия, товары для детей и пр. Для них Минфин предложил сохранить льготную ставку 10%. В последний раз НДС повышали в 2019 г. — с 18 до 20%. Тогда министр финансов Антон Силуанов говорил, что этот «маневр» будет приносить бюджету дополнительные 600 млрд руб. в год, а сама конфигурация рассчитана на шесть лет.

Также Минфин предложил ввести новые налоги для букмекеров: 5% от принятых ставок и налог на прибыль в размере 25%. В релизе ведомства подчеркивается, что данные меры позволят учитывать не только обороты, но и реальный финансовый результат компаний, а также обеспечат прозрачность игорного бизнеса, который «‎традиционно имеет высокие обороты и низкую налоговую отдачу».

Ряд поправок, предложенных Минфином, затронет предприятия малого и среднего бизнеса (МСП). Так, Министерство финансов намерено снизить порог доходов, позволяющий не платить НДС предприятиям на упрощенной системе налогообложения (УСН). Сейчас обязанность по перечислению НДС возникает, только если доходы организации или ИП превышают 60 млн руб. в год. С 2026 г. эту планку предлагается снизить до 10 млн руб.

Страховые взносы МСП в государственные внебюджетные фонды (обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование) Минфин также намерен оптимизировать. Сейчас ставка этих взносов, которые с 2023 г. уплачивают в Социальный фонд России, составляет 30% для крупного бизнеса и 15% для малого и среднего с выручкой до 2 млрд руб. в год и численностью сотрудников до 250 человек. Более низкая ставка распространяется на ту часть зарплаты, которая превышает 1,5 минимальных размера оплаты труда (МРОТ), а всё, что ниже, облагается по ставке 30%. Напомним, МРОТ на 2025 г. установлен на уровне 22 440 руб. в месяц.

Минфин также предлагает установить для ряда сфер (в их числе торговля, строительство и добыча полезных ископаемых) единую ставку страховых взносов: 30% для зарплат ниже 1,5 МРОТ и 15% выше 1,5 МРОТ. В пресс-службе Минфина напомнили, что пониженные тарифы соцвзносов вводились как временная мера поддержки в период ковида, и теперь она уже «‎не решает задачу по сохранению занятости». При этом для приоритетных отраслей МСП, куда входят, например, обработка, производство, транспорт и электроника, пониженный тариф сохранят на уровне 7,6%.

Отмена временных льготных ставок, введенных в 2020 г., по уплате соцвзносов коснется лишь около 15% предприятий малого и среднего бизнеса, отметил в беседе с «‎Экспертом» правительственный источник, знакомый с ходом подготовки проекта бюджета.

Трудный выбор

Для балансировки бюджета Минфину фактически пришлось выбирать между дальнейшим наращиванием долга и поиском дополнительных доходов для его наполнения, а также перераспределением имеющихся ресурсов, пояснил «‎Эксперту» источник в кабмине. Причем заметный недобор поступлений в госказну ощущается уже в этом году. По словам собеседника, фактические доходы в 2025 г., по предварительным оценкам, составят около 36,5 трлн руб. при плане в 40,3 трлн руб., из которых нефтегазовые — 8,6 трлн руб. (план — 10,9 трлн руб.). Снижение доходной базы — результат охлаждения российской экономики, подчеркнул собеседник. При этом на обслуживание долга, по его словам, уже приходится около 8% всей расходной базы бюджета, что снижает его маневренность. Прогнозируется, что дефицит бюджета в 2025 г. будет находиться на уровне 1,7% ВВП.

Выбор между повышением госдолга и повышением налогов трудный, но стратегия «‎жить по средствам» обычно окупается, отметила главный экономист «‎Т-Инвестиций» Софья Донец. Сейчас, подчеркнула она, российский рынок ограничен только внутренними ресурсами и любое агрессивное расширение заимствований государством вытеснило бы корпоративный долг, ограничив возможности частного сектора для привлечения средств.

«‎Правительство сильно зависит конъюнктуры рынка: пока рынки легко дают в долг, но изменится настрой — и нужно будет платить повышенную премию за долговые обязательства», — отметила в беседе с «Экспертом» главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. По ее оценке, повышение ставки НДС на 2 процентных пункта, до 22%, может принести бюджету около 1 трлн руб. дополнительных доходов в год. Источник «‎Эксперта» в кабмине оценивает дополнительные поступления от повышения НДС в 1,2 трлн руб. в 2026 г. и около 1,5 трлн руб. в последующие годы.

Кроме того, что расширение долга будет дорого обходиться бюджету с текущими ставками, есть риск, что правительству так или иначе пришлось бы повышать налоги — чтобы направлять полученные от них доходы для выполнения долговых обязательств вместо повышения социальных выплат, вложений в экономику и обеспечения обороноспособности страны, добавила партнер Агентства трансформации и развития экономики Виктория Павлюшина. Бюджету нужен «запас прочности» на тот случай, если циклические факторы ухудшат макроэкономические условия, отметил эксперт направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Эмиль Аблаев.

Экономист и автор телеграм-канала Truevalue Виктор Тунёв считает, что умеренный дефицит бюджета — до 2% ВВП на структурном уровне — в целом не навредил бы экономике. При такой величине он практически не влияет на инфляцию, а лишь компенсирует и без того минимальную потребность в ликвидных и надежных активах в национальной валюте, указал собеседник. Он ожидает, что, как и в 2018 г. перед повышением НДС, в стране будет наблюдаться ускорение роста цен, которое придется на конец 2025 — начало 2026 гг. «‎Вероятно, решение по повышению НДС было согласовано с Банком России, и именно поэтому регулятор не готов был снижать ставку сразу на 2 п.п. в сентябре», — предположил Виктор Тунёв.

По оценкам Эмиля Аблаева из ЦМАКП, повышение НДС добавит инфляции от 0,5 до 1 п.п. При этом вероятность достижения таргета по инфляции в 4% в год сохраняется, если исходить из того, что на 2026 г. заложат консервативные расходы, и бюджетный импульс будет скромнее, добавил собеседник.

Эмиль Аблаев и начальник Центра рыночных стратегий Газпромбанка Егор Сусин считают, что от ЦБ стоит ожидать большей жесткости ДКП в первом полугодии 2026 г. «‎Но на среднесрочную траекторию денежно-кредитной политики повышение НДС повлиять не должно — мера не создаст устойчивого отклонения инфляции вверх и повышения инфляционных ожиданий», — отметил Егор Сусин.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Промышленность,
Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля
В мире,
Британская разведка открыто вербует агентов в России
В мире,
Срок договора заканчивается 5 февраля 2026 года