Долг казну не тянет

Общий объем госзаймов к 2029 году приблизится к 20% ВВП

Фото: Pavel Bednyakov/AP/TASS
Дефицит бюджета в предстоящую трехлетку будет покрываться в том числе за счет наращивания государственных займов, деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) на эти цели практически не будут использовать, следует из пояснений к проекту бюджета на 2026–2028 гг. Для покрытия дефицита потребуется увеличить госзаимствования на 12,4 трлн руб., а их общий объем приблизится к отметке в 53,8 трлн руб., то есть почти 20% ВВП. При этом опрошенные «Экспертом» экономисты считают проект бюджета, внесенный Минфином в правительство, сбалансированным.

Неприкосновенный резерв

Из ФНБ в будущем году на покрытие дефицита бюджета потратят лишь 38,5 млрд руб., сообщили «Эксперту» два источника, знакомые с текстом пояснительной записки к проекту финансового плана на ближайшие три года. По их словам, в 2027–2028 гг. траты на это из нацрезерва вообще не предусмотрены, а нехватка средств будет покрываться в основном за счет госзаимствований. Так, в 2026 г. Минфин планирует направить на эти цели 3,8 трлн руб., в 2027 г. — 3,2 трлн руб., в 2028 г. — 3,5 трлн руб.

Общий объем дефицита, как ожидается, не превысит 1,6% ВВП в ближайшую трехлетку и ежегодно будет оставаться на уровне порядка 3,5 трлн руб.

При этом из материалов Минфина, о которых также знают собеседники «Эксперта», следует, что ФНБ с 2026 г. будет расти. В будущем году объем фонда, с учетом заложенных Минфином дополнительных нефтегазовых доходов, составит 13,6 трлн руб., в 2027 г. — 14,2 трлн руб., в 2028 г. — 15,1 трлн руб.

При этом Минфин не отказался от планов по существенному наращиванию размера госдолга за счет внутренних заимствований, утверждают собеседники. Если в 2024 г. его доля по отношению к ВВП составляла 14,4% (в номинальном выражении — 29 трлн руб.), то в 2025 г. она должна достичь уже 17,7%, а в 2028 г. — 19,5% ВВП, или 53,8 трлн руб.

Сколько занимают другие страны


По данным Международного валютного фонда на 2024 г., наибольшее отношение объема госзаимствований к ВВП было у Японии — 237%. У США в тот же год размер госдолга составлял 121% ВВП, у Франции — 113%. Для сравнения: в Китае этот показатель достигал 88%, в Индии — 81%.

В пояснениях к проекту бюджета подчеркивается, что предложение долговых инструментов будет равномерным, чтобы избежать давления на рынок, Минфин также намерен поддерживать комфортную дюрацию долгового портфеля и минимизировать стоимость заемных средств. Сумма внешних заимствований в то же время ежегодно прирастать не будет и до 2028 г. должна оставаться на уровне около 6,3 трлн руб. в год.

Устойчивый бюджет

Как писал эксперт, 24 сентября Минфин внес проект бюджета на 2026–2028 гг. в правительство, анонсировав ряд новых налоговых изъятий. Среди них — увеличение с 1 января 2026 г. НДС с 20 до 22% (исключение составят социально-значимые товары), новые сборы с букмекеров, а также снижение с 60 млн до 10 млн руб. в год порога дохода, который позволяет не платить НДС малым предприятиям на упрощенной системе налогообложения. Только повышение НДС, по оценкам Минфина, должно принести в казну дополнительно 1,2–1,5 млрд руб. в год, налоги с букмекеров — еще порядка 100 млрд руб. ежегодно. Дополнительные средства пойдут в первую очередь на финансирование обороны и безопасности, поясняли в министерстве.

В материалах, на которые ссылаются источники «Эксперта», Минфин отмечает, что формирование параметров бюджета на 2026–2028 гг. и финансирование дефицита в соответствии с бюджетным правилом позволит сохранить долговую нагрузку «на устойчивом уровне».

Министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства 23 сентября подчеркивал, что удержание дефицита бюджета в пределах 1,6% ВВП позволит правительству вернуться «на устойчивую траекторию сбалансированности бюджета». Для Банка России при определении траектории ставки сбалансированный бюджет лучше, чем дальнейший рост дефицита из-за наращивания госзаимствований, говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина 25 сентября на Международном банковском форуме.

В стране с режимом плавающего валютного курса и денежно-кредитной политикой, основанной на регулировании ставок, не может возникнуть ситуации, когда бюджету нечем финансировать расходы, сказал «Эксперту» сотрудник научной лаборатории макроструктурного моделирования НИУ ВШЭ Григорий Жирнов. «Многие переживают, что наращивание госдолга приведет к изъятию ликвидности из финансовой системы. Но эти переживания основаны на устаревших представлениях о том, как работает финансовая система», — категоричен экономист. Средства, которые бюджет привлекает на покрытие дефицита через облигации, отметил Григорий Жирнов, направляются на расходы и, таким образом, возвращаются в финансовую систему.

Единственное негативное последствие, к которому может привести излишне высокий дефицит бюджета, — чрезмерно высокая интенсивность использования реальных ресурсов в экономике, что приведет к перегреву и разгону инфляции, добавил Григорий Жирнов. Минфин предложил дополнительные механизмы пополнения бюджета как раз для того, чтобы избежать этого сценария, резюмировал он.

Бюджет на следующую трехлетку структурно сбалансирован, и благодаря бюджетному правилу останется таким вне зависимости от того, какими окажутся цены на российскую нефть, считает главный экономист ВТБ Родион Латыпов. По его мнению, бюджетное правило — залог сбалансированной бюджетной политики и его соблюдение позволяет поддерживать соотношение госдолга к ВВП на стабильном уровне, снизить зависимость расходной части бюджета и обменного курса от цен на нефть, а также дает Банку России четкие ориентиры по параметрам бюджетной политики. Он добавил, что проект бюджета сверстан с нулевым структурным первичным балансом во многом именно за счет «налоговых новаций» Минфина. Дополнительные доходные статьи, по его мнению, скорее всего, не потребуются.

Что такое бюджетное правило


Бюджетное правило применяется в России с 2004 г. В конце 2022 г. Минфин принял обновленное правило — механизм, который определяет, как и куда правительство должно распределять нефтегазовые доходы. Главная задача механизма — сгладить влияние сырьевых цен на казну и обеспечить ее устойчивость. В основе действующей конструкции правила лежит «цена отсечения» нефти: сумма от продажи до отсечки поступает в бюджет, а сумма сверх нее — в специальный резервный фонд (в России — ФНБ). Сейчас отсечка установлена на уровне $60 за баррель нефти марки Urals. Если цена нефти падает ниже этого уровня, государство использует накопленные в ФНБ средства для покрытия бюджетного дефицита.

Минфин может отойти от бюджетного правила только в том случае, если сильно просядут ненефтегазовые доходы либо если появится необходимость резко нарастить расходы, полагает эксперт направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Эмиль Аблаев. В таком случае бюджетное правило могут смягчить, как это уже было в 2023–2024 гг. Напомним, тогда был принят закон, позволявший покрыть возникший дефицит из-за высоких расходов траншами из ФНБ на 2,9 трлн и 1,6 трлн руб. соответственно. Но у Минфина, подчеркнул собеседник, определенно есть желание балансировать бюджет, не прибегая к изъятиям из ФНБ.

В начале сентября Антон Силуанов говорил о том, что Минфин намерен наращивать госдолг в пределах разумного, обещая при этом не создавать значительных дисбалансов для бюджета. Тогда конкретных цифр глава ведомства не называл. Позже на Московском финансовом форуме министр анонсировал изменение бюджетного правила: до 2030 г. планируется по $1 в год снижать цену отсечения по нефтяным доходам, то есть ту часть, которая идет в бюджет, а не в ФНБ. Таким образом, «планка отсечения» в рамках бюджетного правила, по словам Антона Силуанова, снизится с нынешних $60 за баррель до $55.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Практика,
Камчатский дипломник создал цифрового наставника для детей с аутизмом
Культура,
Архитекторы заявили о новом виде искусства
Культура,
Чем культура отличается от креатива