Не все списки одинаково черные
Процесс по включению России в список стран с высокими рисками отмывания денег и финансирования терроризма ЕС начал еще в июле 2025 г. Тогда ЕК приняла регламент, обязывающий ее до конца года завершить изучение группы стран, не входящих в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. FATF — крупнейшее в мире и наиболее влиятельное профильное объединение. Напомним, что членство России в FATF было приостановлено в феврале 2023 г., что стало первым и единственным случаем в истории организации. Однако ни в «черный», ни в «серый» списки самой FATF Российская Федерация не попала. В том числе и потому, что против выступили Китай, Индия, Саудовская Аравия и ЮАР.
Что такое FATF
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial action task force on money laundering, FATF) — международная организация, созданная в 1989 г. по инициативе стран G7. Основная задача — формировать и развивать глобальные стандарты по предотвращению отмывания денег, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. FATF проводит регулярные проверки государств — насколько они соблюдают разработанные рекомендации, и отслеживает юрисдикции, создающие повышенные риски для мировой финансовой системы. Для этого организация ведет два списка: «серый», включающий страны под усиленным мониторингом (для стран, не полностью соответствующих стандартам организации), и «черный», куда помещаются государства со стратегическими недостатками в сфере противодействия финансовым преступлениям.
Список, в который ЕК нацелена включить Россию, составляет не FATF, а непосредственно Евросоюз. Соответственно, прямое действие он также имеет только в странах ЕС. Решение Евросоюза также не означает, что РФ автоматически попадет в «серый» или «черный» списки FATF.
В последний раз список ЕС обновлялся 5 августа 2025 г. — тогда в него включили Алжир, Анголу, Кот-д’Ивуар, Кению, Лаос, Ливан, Намибию, Непал, Венесуэлу, княжество Монако. Раньше всех, в 2016 г., в «черный список» попали такие страны, как КНДР, Афганистан, Иран и Сирия. С 2023 г. туда входит также и ЮАР, которая тем не менее считается полноправным членом FATF.
В экспертизе, которую ЕК провела в отношении России, она ссылается на «техническую оценку». Как сказано в заявлении комиссии от 3 декабря, оценка проводилась на основе «методологии и информации, полученной из открытых источников, от компетентных органов государств-членов и Европейской службы внешнеполитической деятельности». На ее основе ЕК сделала вывод о том, что Россия соответствует критериям для отнесения к странам «с высоким риском недостатков» в системе отмывания денег и финансирования терроризма. О том, какие именно доказательства вошли в итоговую оценку, пресс-бюро ЕК в своем заявлении не уточняет.
Регулирование вступит в силу после того, как его рассмотрят Европейский парламент и Европейский совет, — при условии, что ни у одного из этих органов не будет возражений. Рассмотрение, согласно регламенту, займет до двух месяцев.
Чем грозит попадание в «черный список» ЕС
Включение России в список стран с высоким риском отмывания денег, по мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, может стать «серьезным испытанием» для отечественного бизнеса. «Это решение повлечет ужесточение требований по комплаенсу и усилению финансового контроля для российских компаний при работе с европейскими банками и финансовыми институтами. Процедуры открытия счетов, проведение трансграничных платежей и проверка операций усложнятся, что повысит издержки и приведет к снижению скорости бизнес-процессов», — пояснил он.
Европейские банки, платежные системы, страховщики и криптобиржи будут обязаны применять усиленную due diligence (всестороннюю проверку на предмет оценки рисков) ко всем операциям с российскими контрагентами. «Это означает горы дополнительных документов, длительный мониторинг и высокий риск отказа в проведении сделки», — добавил в беседе с «Экспертом» советник Verba legal Марат Самарский.
Усиленные меры проверки, как отмечают юристы, могут коснуться как юридических, так и физлиц. Порядок взаимодействия с лицами из страны, включенной в европейский «черный список», предусмотрен соответствующей директивой, пояснил старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. В ней описаны требуемые меры, среди которых запрос дополнительной информации о клиенте и предполагаемом характере деловых отношений, получение сведений об источнике средств, причинах сделок (в том числе уже осуществленных), а также одобрение высшего руководства страны на сделки, перечислил юрист.
По его словам, требования директивы распространяются на всех клиентов финансовых институтов, которые несут обязательства по предотвращению отмывания денег. «Для физических лиц это может усложнить и без того сложный процесс открытия счета в европейском банке, а также увеличить время осуществления операций из-за повышенных проверок», — добавил Антон Именнов. К тем, кого непосредственно затронет решение ЕК, Марат Самарский относит живущих в Евросоюзе фрилансеров и экспатов с российским гражданством, лиц с крупным или сверхкрупным чистым капиталом, которые до сих пор работают со странами ЕС, а также тех, кто принимает в России переводы от европейцев, например, членов их семей и иждивенцев.
Требования Евросоюза будут распространяться только на государства, входящие в него, уточнил Илья Жарский. По его словам, для российских партнеров вне ЕС, например, Китая или Индии, официально новых обязательств не появится, но косвенно контрагенты из этих стран также могут быть затронуты данными ограничениями в случае зависимости от европейских финансовых структур.
Хотя решение ЕС и не является обязательным для стран, не входящих в союз, ведущие международные банки, скорее всего, «подхватят» эти стандарты, считает Марат Самарский. В таком случае, согласно его оценкам, это может повысить стоимость комплаенса по всему миру, в том числе при осуществлении платежей через посредников и платежных агентов в дружественных России странах.
Антон Именнов добавил, что отношения с контрагентами из третьих стран также могут быть затронуты, если их материнская организация находится на территории ЕС. В таком случае она может ввести повышенные стандарты проверки во всех компаниях группы.
Чем может ответить Россия
Публикация Еврокомиссии не содержит конкретных указаний на какие-либо стратегические недостатки российской антиотмывочной системы, заявили «Эксперту» в пресс-службе Росфинмониторинга. Там обратили внимание, что регламентирующие документы ЕК готовились без участия российской стороны, что противоречит порядку проведения оценки третьих стран, которые устанавливал сам Евросоюз.
В Росфинмониторинге подчеркнули, что ЕК принимала решение на фоне отказов компетентных органов государств-членов ЕС сотрудничать с российской стороной по линии борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. «[Это] ведет к повышенным рискам финансовой преступности, в том числе на пространстве Евросоюза. <...> Решение Еврокомиссии, равно как и решение FATF о приостановке российского членства в организации, носит исключительно политизированный характер», — указано в ответе Росфинмониторинга. Российская антиотмывочная система, включая кредитно-финансовый сектор, по данным ведомства, продолжит работать «в прежнем режиме».
«Эксперт» также направил запрос в Минфин России.
Российское законодательство о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, а также соответствующие положения ЦБ призывают финансовые институты учитывать «страновой риск» при внутреннем контроле, напомнил Антон Именнов. По его мнению, прямой ответной мерой РФ может стать рекомендация бизнесу и финансовым институтам рассматривать лиц из государств ЕС как имеющих такие риски (то есть ненадежных контрагентов. — «Эксперт»).
Россия также может ответить на ограничения со стороны ЕС финансовым и бюрократическим «шумом»: по линии FATF и международной сети финразведок Egmont может направляться огромное число официальных запросов, уведомлений и прочих документов, предположил Марат Самарский. Аналогичным образом, по его мнению, могут начать действовать Генпрокуратура и Следственный комитет России — направлять в Еропол и другие подобные структуры массированные формальные запросы о правовой помощи по делам, связанным с отмыванием денежных средств. Цель — завалить европейскую финразведку и правоохранительные органы таким объемом трафика, чтобы их операционная работа по другим, не менее важным направлениям, начала пробуксовывать, пояснил механику «шума» Марат Самарский.
России же для обхода новых ограничений со стороны ЕС, по мнению Ильи Жарского, следует усилить собственный финансовый контроль и развивать альтернативные платежные системы — «Мир» и СПФС, а также активизировать сотрудничество с союзниками по БРИКС и другими партнерами.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag