Государство выходит на платформы

Крупнейшие онлайн-площадки стали инструментами достижения наццелей

Крупнейшие онлайн-платформы становятся партнерами властей в реализации их экономической политики. Например, доводят господдержку до получателей, делятся с государством данными, собирают с участников налоги. «Эксперт» разбирался, к чему приведет такое сближение коммерческих платформ и государства.

Агенты правительства

Цифровые платформы все чаще выступают агентами правительств в реализации их социально-экономической политики, отметил главный эксперт Центра межотраслевой экспертизы «Третий Рим» Александр Дюкарев. Он уверен, что платформы помогают повысить эффективность госполитики и улучшить взаимодействие с гражданами и бизнесом.

Действительно, областей прямого взаимодействия платформ с профильными госорганами становится все больше, согласился глава наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ (АЦП) Андрей Шаронов. Например, маркетплейсы должны проверять наличие штрих-кода системы «Честный знак» при приемке товара на склад, и в результате государство получает мониторинг товарооборота, напомнил он.

Еще одна сфера — это налоговое администрирование. Сейчас в экспериментальном режиме «Яндекс Такси» выступает налоговым агентом государства. В бюджет направляется около 3 млрд руб. налогов самозанятых водителей ежемесячно, сообщил «Эксперту» представитель агрегатора.

С 2024 года крупнейшие маркетплейсы Ozon и Wildberries полноценно принялись за продвижение отечественных производителей в приоритетном порядке

На площадках появились цифровые витрины, объединенные маркировкой «Сделано в России» (проект Российского экспортного центра). В пресс-службе Ozon «Эксперту» сообщили, что сейчас на таких витринах представлено более 5 млн наименований товаров от более чем 8 тыс. производителей из регионов от Карелии до Хабаровска. Производители, попадающие под критерии «Сделано в России», могут рассчитывать на дополнительное бесплатное продвижение и повысить узнаваемость своих товаров на федеральном уровне, а у покупателей есть возможность быстрее и проще их находить, отметил директор Ozon по взаимодействию с региональными органами Владимир Гончаревич. По его словам, только в прошлом году на маркетплейсе приобрели более 1 млрд отечественных товаров.

Платформы также участвуют и в других совместных с государством программах. Представитель Минэкономразвития сообщил «Эксперту», что сейчас на региональном уровне действует девять программ сотрудничества с платформами. Например, в Калмыкии местным производителям возмещают затраты на маркетплейсы. По условиям программы, на каждые компенсированные 700 тыс. руб. предприниматель обязан создавать одно рабочее место и все эти рабочие места должны сохраняться на протяжении минимум шести лет. В ХМАО действует «Кешбэк на маркетплейсы». Местным производителям компенсируют расходы на комиссии, продвижение и логистику. Компенсация составляет 60% по умолчанию и 80% при условии, что товар продвигается под товарным знаком «Сделано в Югре».

цифра

до 5,5% ВВП

вырос оборот цифровых платформ в России. В 2021 году показатель составлял 1,9%

Wildberries & Russ в январе представила президенту Владимиру Путину проект «Платформа роста», который компания запустила совместно с государственным Агентством стратегических инициатив. Проект нацелен на то, чтобы повысить предпринимательскую активность в регионах. На сегодня, по данным компании, в проект вовлечено больше 500 брендов в 27 субъектах.

Еще одна зона единения платформ с государством — это борьба с кибермошенниками. В частности, в этом году обсуждалась инициатива авторизации на крупных онлайн-площадках через «Госуслуги» в целях противостояния злоумышленникам. В Минцифры, правда, поспешили сказать, что пока маркетплейсам не станут навязывать портал «Госуслуги» как входное окно. Тем не менее отдельные площадки уже подключились к этой системе, в частности «Авито». В пресс-службе сервиса ответили «Эксперту», что внедрение верификации через «Госуслуги» облегчает цифровую идентификацию пользователей и обеспечивает безопасность сервисов.

Сервисы для поиска работы тоже взаимодействуют с государством. В случае с hh.ru это коллаборации в пользу соискателей. У площадки есть опыт взаимодействия с комитетом Госдумы по молодежной политике, а цель состояла в том, чтобы популяризировать труд в студотрядах. Еще один заметный проект — «Национальная система подтверждения ИТ-компетенций», в котором hh.ru и Минцифры объединились под эгидой профильного нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Это тест, при успешном прохождении которого в резюме специалиста появится отметка о подтвержденных у него навыках.

Эффекты платформизации

Цифровые площадки, помимо того что выступают прямыми проводниками госполитики, оказывают существенное косвенное влияние на экономику страны в целом. Главный эффект — это преодоление барьеров между регионами благодаря трансграничной сущности платформ, отметил представитель «Авито». Именно платформы позволяют локальным производителям выходить на национальный и международный рынки, согласился Шаронов. «Они предлагают продукцию миллионам покупателей, а те, в свою очередь, получают доступ к широкому ассортименту в шаговой доступности», — резюмировал он. Связанность регионов друг с другом и с внешним миром, о чем раньше можно было только мечтать, возникла сама собой.

Эта грань платформ создает дополнительные возможности роста для малого бизнеса, которые ранее были ему недоступны. Более 80% продавцов Ozon — из регионов, причем более 100 тыс. продавцов — из сел и малых городов, сообщил директор по взаимодействию с региональными органами маркетплейса Владимир Гончаревич. В малых городах живет и каждый пятый владелец пункта выдачи заказов, добавил он.

Собственное производство есть у 52% селлеров, а 26% продавцов принялись за него одновременно с выходом на маркетплейс — это показывают опросы, которые проводит Wildberries & Russ среди своих партнеров, уточнил представитель компании.

Маркетплейсы стали важным элементом экономической системы региона, ответили «Эксперту» в Министерстве предпринимательства, торговли и туризма Якутии. По оценке ведомства, доля интернет-торговли в республике составляет примерно 4,4% от общего оборота розничной торговли. С 2021 года по сегодняшний день число зарегистрированных на платформе Wildberries якутских предпринимателей увеличилось в 16 раз, уточнили там.

цифры

Платформенный взлет

За последние четыре года объем продаж в интернете вырос в четыре раза, а их доля в розничной торговле достигла 15% — этими данными с «Экспертом» поделился представитель Минэкономразвития. По наблюдениям ведомства, ежемесячно к платформам обращается около 80% пользователей интернета, а в 2024 году было оформлено 6 млрд заказов. В Минэке подтверждают, что бизнес активно переходит в онлайн: по их данным, сегодня на платформах работает более миллиона продавцов, и 80% из них — это представители малого и среднего предпринимательства. «Ежедневно более половины населения страны становится покупателями, продавцами, заказывает через платформы различные услуги: от доставки продуктов до поездок на такси», — отметили в федеральном министерстве.

Другой эффект — распространение платформенной занятости. Ее популярность подчеркивает конкуренцию между традиционной и цифровой экономиками, рассуждает заместитель директора сервиса hh.ru по взаимодействию с госорганами Даниил Чугунов. По его мнению, цифровая экономика лучше отвечает потребностям и стилю работы современных специалистов, поэтому чаще характеризуется как «гибкая». Соискатели часто воспринимают платформенную занятость именно как возможность дополнительного заработка, напомнил Чугунов.

«Яндекс Такси» оценил число водителей, которые работают с сервисом, в 1 млн человек. Представитель компании пояснил «Эксперту», что значительная часть исполнителей — это «подработчики», которые выполняют заказы около 20 часов в неделю ради дополнительного заработка.

Каждый второй житель России подрабатывает, следует из опросов, которые проводит «Авито». По наблюдениям сервиса, в январе — июле 2025 года по сравнению с тем же периодом в прошлом году число предложений подработки в стране увеличилось на 30%, а спрос на такие вакансии вырос на 67%. Фрилансеры тоже становятся востребованнее, обратил внимание «Эксперта» представитель сервиса. Бизнесу удобнее и выгоднее обращаться к фрилансерам — специалиста можно найти в любом регионе, а формат позволяет работать круглосуточно, пояснил представитель «Авито». Вдобавок он указал на то, что фриланс позволяет вовлекать в экономику те категории населения, которым полноценная работа недоступна — речь о пенсионерах, школьниках и студентах, мамах в декретном отпуске и людях с ограниченными возможностями по здоровью.

Win-win

На ПМЭФ-2025 российские платформы декларировали открытость к интеграции с внешними сервисами, вспоминает Дюкарев. По его мнению, перспективное направление в этом контексте — интеграция государственных и коммерческих сервисов, чтобы они были доступны пользователю в рамках одного интерфейса. «Примеры, которые на слуху, — оплата штрафов, налогов и счетов ЖКХ через банковские приложения, а вдобавок интеграция мессенджера Max с порталом госуслуг», — перечислил собеседник. Но Дюкарев признает, что пока кейсы подобной интеграции в России единичны.

Процесс разработки закона о платформенной экономике — яркий пример успешного взаимодействия государства с участниками цифровой экономики, утверждает Шаронов. Он указал на то, что документ создавался в активном диалоге между регуляторами и представителями бизнес-сообщества. Такой подход позволил максимально учесть отраслевую специфику при формировании правовых норм — по мнению Шаронова, благодаря этому закон получился сбалансированным.

Еще одна win-win возможность — развитие государственных (B2G) закупок при посредничестве платформ. Как отметил Дюкарев, эта практика успешно складывается в США, где была запущена программа коммерческих платформ. Она позволяет федеральным ведомствам осуществлять «микрозакупки» через одобренные коммерческие платформы. По задумке собеседника, такие закупки можно было бы проводить по облегченным закупочным процедурам — через площадки, которые одобрит государство. «Это позволит сократить сроки закупки и увеличить долю контрактов, получаемых МСП», — резюмировал эксперт «Третьего Рима».

Платформы могли бы быть полезны государству и как агрегаторы данных, продолжил Дюкарев. Они уже в собственных интересах собирают и анализируют массивы данных о социально-экономической ситуации в стране, о поведении граждан. По мнению Дюкарева, выводы, которые государство могло бы делать на основе таких данных, — ключ к более эффективному распределению бюджетных ресурсов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Общество,
Туротрасль подвела итоги летнего сезона
Экономика,
Бурный рост выручки компаний сектора азартных игр в 2025 году сменится стагнацией
Культура,
Театр Наций запускает новые программы развития театрального искусства