Прогнозы на будущее
Мультисервисный оператор логистических услуг ПЭК прогнозирует рост тарифов на грузоперевозки в 2026 г. на 12,5% в сравнении с 2025-м, говорится в презентации компании, с которой познакомился «Эксперт». Объем российского рынка автогрузоперевозок в денежном выражении вырастет с 2,63 трлн руб. в текущем году до 2,73 трлн руб. (+4%) в будущем, следует из материалов.
В компаниях «Байкал-Сервис ТК» и «ГПР Логистика» привели одинаковую вилку роста цен на перевозки. Обе компании ожидают увеличения тарифов в 2026 г. от 5 до 15%. Эксперт ассоциации грузоперевозчиков «АвтоГрузЭкс», директор по транспорту Natcar Евгений Большаков предположил, что рост цен на грузоперевозки составит 2% в I полугодии и 10–15% — во II половине 2026 г.
По состоянию на начало октября 2025-го индекс грузоперевозок биржи ATI.SU, отражающий динамику ставок на грузоперевозки по 100 наиболее популярным направлениям в стране, составлял 1896 пунктов — на 27% больше, чем в апреле. По данным на 2 декабря, индекс находился на уровне 1878 пунктов. «Сейчас по ставке мы вышли примерно на уровень 2023 года, с этим же уровнем прошли и часть 2024-го. Это примерно 1900 пунктов», — пояснил «Эксперту» замдиректора ПЭК Андрей Мякин.
Сценарии развития рынка
ПЭК в материалах приводит три сценария развития рынка в следующем году. Согласно пессимистичному прогнозу, произойдет повышение ключевой ставки (сейчас она составляет 16,5%), и тогда продолжится снижение деловой активности и уменьшение объемов потребления, спрос на грузоперевозки сократится на 3%. В нейтральном сценарии ставка сохранится на текущем уровне, что подстегнет спрос на 7%. По оптимистичному сценарию «ключ» снизится до 13%, и в этом случае спрос на автоперевозки может вырасти на 16% год к году.
Почему логистика дорожает
В ПЭК отмечают, что помимо «заградительного» уровня ключевой ставки ЦБ на стоимость логистики повлияют и регуляторные изменения на рынке — введение электронных накладных на госплатформе «ГосЛог» (с сентября 2026 г. цифровой формат накладных станет обязательным. — «Эксперт»). Также с 1 марта 2026 г. начнут действовать официальные реестры экспедиторов. Помимо «обеления» рынка, все эти меры приведут и к повышению затрат на оформление документов перевозчиков в новой системе в перспективе ближайшего года на 12–15%, сообщается в материалах ПЭК.
Подключение к платформе «ГосЛог» будет стоить от 10 тыс. руб. до 300 тыс. руб. в зависимости от количества рейсов, осуществляемых компанией. Минимальная цена — до 15 рейсов в день. Обслуживание ПО потребует еще 20 тыс. руб. в год. Размеры штрафов за использование бумажных накладных, которые вступят в силу с сентября 2026 г., составят от 10 тыс. руб. до 1 млн руб.
Повышение налоговой нагрузки также повлияет на тарифы в отрасли. Напомним, что с 1 января 2026 г. для компаний с доходами до 250 млн руб. в год НДС будет составлять 5%, для компаний с доходами от 250 до 450 млн руб. — 7%, для социальных товаров и услуг — 10%, базовая ставка налога вырастет с 20 до 22%. НДС, действительно, «зеркально» повлияет на механизмы ценообразования перевозчиков и добавит не меньше 2% к их тарифам, сказал «Эксперту» гендиректор «ГПР Логистика» Николай Кочнев. Растут и текущие издержки перевозчиков — стоимость топлива, лизинга, обслуживания техники, фонд оплаты труда и проч., добавляет он.
Однако годовой прирост себестоимости перевозки в будущем году не превысит 10% в случае, если не будет стабильного увеличения спроса, отмечает Николай Кочнев.
В момент повышения НДС единовременная индексация тарифов на грузоперевозку может достичь 5–10%, предположил коммерческий директор Global Logistics Андрей Котерев. На тарифы повлияет и отмена понижающих коэффициентов в системе «Платон», и индексации других составляющих, из которых складывается себестоимость перевозки, включая, общую инфляцию, услуги страхования, а также рост затрат на запчасти, услуги сервисов, индексация заработной платы водителей и т.д., добавил он.
Вслед за логистикой подорожают и потребительские товары. Об этом заявили все перевозчики, опрошенные «Экспертом». Они сошлись во мнении, что это удорожание будет небольшим — около 2–3%. Рост стоимости логистики в пределах нескольких процентов окажет минимальное влияние на конечную цену товаров, сказал Евгений Большаков из Natcar, так как в структуре стоимости продовольствия доля транспортных расходов невелика.
Ритейлеры, площадки e-com и прочие продавцы могут повысить цены пропорционально увеличению НДС или чуть больше, от 2% до 3%, отмечает гендиректор «ГПР Логистика» Николай Кочнев. По данным Росстата, на 1 декабря рост потребительских цен с начала года составил 6,6%. В прошлом году инфляция составила 9,52%.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag