Пятьдесят оттенков серого импорта

Сработает ли план правительства по «обелению» теневого ввоза товаров

Фото: Кирилл Брага/РИА Новости
Государство всё больше беспокоит теневой сектор экономики. В середине сентября на необходимость принять меры указал Владимир Путин. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сообщают об очередях на границе с Казахстаном из-за тщательных проверок на российской стороне. Правительство анонсировало новую систему подтверждения поставки товара, в рамках которой планируется взимать с импортеров «авансовый НДС». Аналитики полагают, что это связано с расцветом теневых схем на фоне лояльного отношения к соблюдению импортерами всех процедур из-за санкций. «Эксперт» разбирался, к чему приведут усилия правительства.

Зачем нужны меры по «обелению»

В сентябре Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщила о масштабных проверках в рознице — как правило, их проводят раз в несколько лет, а в 2024 г. крупных рейдов не было вовсе. Например, после инспекции на «Горбушкином дворе» — знаменитом рынке электроники в Москве — таможня изъяла 4,8 тыс. смартфонов, ноутбуков, планшетов и игровых приставок, которые были незаконно ввезены в Россию. Проверка на складах и распределительных центрах маркетплейсов в регионах позволила обнаружить как минимум 7,5 тыс. электроинструментов, завезенных на территорию страны с нарушениями. А две неназванные логистические компании, по данным ФТС, незаконно поставили в Россию 230 тыс. единиц автозапчастей, бытовой техники и гаджетов, стоимость которых оценивается в 3,8 млрд руб.

С сентября таможенные органы усилили проверки на границе — вплоть до того, что инспекторы осматривают полностью не только фуры, но и вагоны, целиком вскрывая упаковки всего содержимого. Несколько участников ВЭД пожаловались «Эксперту» на то, что из-за этого поставки задерживаются больше чем на месяц. Уже сейчас они обращают внимание, что стоимость новых контрактов с логистами из-за заторов на границе повышается — ставка за перевозку в последние недели выросла вплоть до нескольких тысяч долларов за 20 тонн груза, уточнил один из собеседников.

Борьба с теневым сектором и уклонением от уплаты налогов должно быть «в зоне особого внимания», подчеркивал Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам с правительством 15 сентября. «[Это] не только поддерживает справедливую, здоровую конкурентную среду, создает прозрачные условия для развития бизнеса, предпринимательства, но и позволяет получить дополнительные доходы федерального бюджета», — отметил президент.

О возникновении проблемы «серого» импорта могут говорить поступления ввозного НДС. В 2022 г. они составили 3,063 трлн руб., а в 2024 г. — уже 4,789 трлн руб. В проекте бюджета на 2025–2027 гг. значилось, что этот налог принесет в казну 5,5 трлн руб., а в 2026 г. сумма сборов достигнет отметки в 6,2 трлн руб. Однако спустя год в актуальной версии финансовых планов были опубликованы более скромные оценки: за весь 2025 г. бюджет должен получить от ввозного НДС на 10% меньше, чем в 2024 г., а именно 4,276 трлн руб. Прогноз по зачислению в бюджет не меньше 6 трлн руб. от ввозного НДС Минфин сдвинул на 2027 г.

Ранее «Эксперт» со ссылкой на заключение Счетной палаты на актуальный проект бюджета писал, что оценку собираемости НДС в 2026 г. на уровне 97,1% аудиторы считают завышенной.

На стратегической сессии правительства 21 октября его глава Михаил Мишустин объявил о том, что правительство подготовило комплекс мер по борьбе с теневым сектором. Он сообщил, что кабмин работает над сближением таможенных систем управления рисками с одной стороны и правил из других сфер контрольно-надзорной деятельности в ЕАЭС — с другой. «Бывают случаи, когда минимальными мерами контроля, по сути, поощряется ввоз из третьих стран товаров в РФ без должного налогообложения», — обратил внимание премьер. В пример он привел оплату наличными либо цифровыми валютами, а также реализацию товаров через тех, кто использует упрощенную систему налогообложения, и таким образом избегает косвенных налогов. Ключевой задачей Михаил Мишустин назвал выработку таких условий, при которых существование подобных «серых» схем станет невозможным.

Как будет работать СПОТ

24 сентября, когда Минфин внес в правительство бюджетный пакет, ТАСС написал, что кабмин подготовил меры для борьбы с «серым» импортом. Среди того, что предложило ведомство, перечислялась система подтверждения ожидания поставки товаров при импорте (т.н. СПОТ), а также «авансовый НДС» — то есть, обязанность импортера перечислять налог как обеспечительный платеж перед ввозом товара в Россию. Со ссылкой на документы о бюджете на трехлетку агентство указывало, что цель предлагаемых мер — перекрыть «серые» схемы ввоза без уплаты косвенных налогов, а сами меры «носят характер не барьера, а именно контроля, направленного на уплату налогов».

Система подразумевает применение «современных информационно-технических решений», отвечать за ее функционирование будут сразу несколько федеральных ведомств — предположительно, сам Минфин, а также подведомственные ему ФТС и ФНС, рассказал «Эксперту» представитель министерства. На просьбу «Эксперта» уточнить, когда система заработает для импортеров, он ответил, что внедрение СПОТ — «трудоемкий и длительный процесс».

Чтобы на практике все работало эффективно, систему сначала запустят в тестовом режиме, уточнил представитель Минфина, не назвав конкретных сроков. В начале октября «Интерфакс» обращал внимание на то, что СПОТ включают в бюджет как источник роста доходов от НДС уже второй год подряд.

Систему рассчитывают применять во взаимной торговле с ЕАЭС, пояснили «Эксперту» в Минфине. Предполагается, что в рамках СПОТ участники сделки — российский импортер и иностранный контрагент — должны пройти «верификацию». Она представляет собой заполнение формы на ресурсах ФНС, а также внесение обеспечительного платежа (т.е. «авансового НДС». — «Эксперт») как гарантию «уплаты необходимых платежей за поставляемые товары». Когда транспорт с грузом будет пересекать границу, таможня должна сверить информацию из заполненной формы с товаросопроводительными документами (ТСД).

ФНС к моменту публикации материала не ответила на запрос «Эксперта», ФТС переадресовала запрос в Минфин.

Что не так с импортом

В 2022 г., когда правительство в ответ на заградительные санкции разрешило процедуру параллельного импорта, то есть ввоз товаров без согласия правообладателя, Росфинмониторинг разработал критерии определения незаконного импорта и довел их до сведения банков. Источник в одном из таких банков, на которого ссылался РБК, предупреждал: с легализацией параллельного импорта назначение исходящего платежа «не всегда будет соответствовать тому, что по факту ввозится через таможню».

По данным китайской таможни, в сентябре ввоз в Россию показал самое больше падение за семь месяцев. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он сократился на 21%, до $8,85 млрд. За месяц до этого, в августе, падение составило 16,4%. Поставки тех же смартфонов из Китая в Россию рухнули в годовом выражении почти вдвое: в сентябре 2025 г. китайская сторона оценила поставки в 1,3 млн устройств на $173,5 млн, тогда как годом раньше объем составил 2,3 млн смартфонов на $279,5 млн.

Похожая ситуация и на авторынке. До того, как спрос на иномарки подогрели новые тарифы утильсбора, импорт новых машин на протяжении девяти месяцев непрерывно снижался. По данным «Автостата», в 2025 г. он сократился в три раза по сравнению январем — сентябрем 2024 г. Впрочем, агентство главными причинами называло сокращение рынка на 25%, большой запас прошлогодних поставок и развитие местной сборки.

Один из участников ВЭД на условиях анонимности рассказал «Эксперту», что с 2022 г. российские импортеры и их посредники стали все чаще прибегать к «серому» импорту. Самый распространенный способ — поставка за наличные через сеть китайских контрагентов. «Им передают деньги, либо переводят криптовалютой, те подкладывают нужные импортеру товары в вагоны и фуры, проезжающие через Казахстан, и провозят мимо таможни. Забрать товар можно на одном из крупных рынков на юго-востоке Москвы. Этот способ мы называем „карго“», — объяснил собеседник.

Планы по легализации криптовалюты


После стратсессии правительства 21 октября министр финансов Антон Силуанов признал, что оплата за импорт осуществляется в том числе с использованием крипторасчетов. «Поэтому мы договорились с Центральным банком о необходимости упорядочения, легализации этого рынка с усилением контрольных функций со стороны ЦБ», — подчеркнул он.

Еще одна распространенная практика — манипуляция с кодами ТН ВЭД (товарной номенклатуры, где для каждого товара установлены индивидуальные ставки импортных пошлин — «Эксперт»). Нередко товары по внешним признакам совпадают, тогда как по ТН ВЭД пошлины на них могут кратно отличаться из-за характеристик — импортеры пользуются этим на свой страх и риск, чтобы сэкономить на обязательных платежах, пояснил «Эксперту» один из участников ВЭД.

Недопоступления по ввозному НДС во многом связаны с тем, что этот налог уплачивается в стране ЕАЭС, через которую товар проникает на территорию России. В идеале импортер должен уплатить НДС в России, чтобы позволить контрагенту в ЕАЭС вернуть этот налог в своей юрисдикции. Именно для этого и нужен СПОТ с «авансовым НДС», пояснил «Эксперту» другой собеседник, работающий в крупной российской компании-импортере, — чтобы налог сразу зачислялся в российскую казну без схемы взаимозачетов, которой импортеры пренебрегают.

Таможня сократила план


Глава Минфина Антон Силуанов в марте 2025 г. на коллегии ФТС подчеркивал, что плановое задание для службы по перечислению в бюджет таможенных и иных платежей составит более 8 трлн руб. Однако 24 октября глава службы Валерий Пикалев на встрече с Владимиром Путиным назвал другую оценку: «Плановое задание для ФТС России на 2025 г. составило 5,965 трлн». Он уточнил, что сегодня служба выполнила этот план на 75%.

По оценке руководителя таможенно-логистического оператора «КВТ Сервис» Юлии Шленской, из тех товаров, что стоят в очереди на границе с Казахстаном, только 10% проходят таможенное оформление. «Иными словами, на 10 фур — одна декларация», — пояснила она в разговоре с «Экспертом».

Поможет ли СПОТ «обелить» экономику

Дело не в том, что государство с момента введения санкций в 2022 г. ослабило контроль за импортом, а теперь пытается его усилить или хотя бы вернуть в исходное состояние, сказал в беседе с «Экспертом» основатель компании Optimalog Георгий Властопуло. «Большинство действий по усилению контроля за импортом, в том числе внедрение СПОТ, связано с необходимостью исполнить федеральный бюджет без дефицита», — считает он. Свои рассуждения он подкрепил данными ФТС, которая ощутимо недобирает перечисления в бюджет: за 9 месяцев 2025 г. сумма составила 4,2 трлн руб., хотя к тому же времени в прошлом году она достигала уже 5,1 трлн руб.

Введение СПОТ и «авансового НДС» не имеют никакого отношения к «обелению» импорта, продолжила Юлия Шленская. По ее словам, сейчас механизм «белого» импорта работает так: заключается внешнеэкономический контракт с предоплатой либо постоплатой, но еще до таможенного оформления участник ВЭД должен зачислить на лицевой счет в таможне средства на уплату НДС и пошлины. Деньги оказываются на счете за несколько дней до таможенного оформления, уточнила собеседник.

С введением СПОТ, как она объяснила «Эксперту», участник ВЭД «за какой-то период должен оповестить ФТС о намерении ввезти товар, получить некий QR-код, а дальше — авансировать НДС». По мнению Юлии Шленской, ничего, кроме получения бюджетом средств заранее, эта новация в себе не несет. «Те, кто возили и возят „в серую“, в принципе НДС не платят, никого не оповещают, и никакого „обеления“ после введения мер не произойдет», — резюмировала руководитель «КВТ Сервис». Он предположила, что кабмин при установке сроков внесения «авансового НДС» будет ориентироваться на среднее время от момента платежа по контракту и подтверждения поставки до ее выполнения — то есть, речь идет о 40–60 днях.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Технологии,
«Единая Россия» претендует на лидерство среди инноваторов
В мире,
Встреча американского и китайского лидеров не завершила торговую войну
В мире,
Зачем спустя 33 года США хотят возобновить ядерные испытания