«Северный морской путь должен быть беспилотным»

На ВЭФ обсудили возможности создания трансарктического транспортного коридора

Фото: ВЭБ.РФ
Взаимодействие бизнеса и государства, направленное на обеспечение стабильности, предсказуемости и безопасности, — основа развития трансарктического транспортного коридора. Об этом шла речь 4 сентября на сессии «Нам по пути» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Участники дискуссии обсудили основные возможности финансирования и реализации проекта. «Эксперт» собрал ключевые тезисы.
Артём Довлатов

Заместитель председателя ВЭБ.РФ:

Трансарктический транспортный коридор — сложный проект, который может быть реализован только при взаимодействии бизнеса и государства. Сегодня мы говорим о том, как нам подойти к реализации большого, масштабного проекта, который может быть сопоставим с полетом на Луну.

Алексей Чекунков

Глава Минвостокразвития РФ:

Результаты первого десятилетия развития Дальнего Востока с применением всех инструментов показали промышленный рост более быстрый, чем в среднем по стране.

Так, объем инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке за 10 лет рос в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по России. Объем строительных работ вырос в 3 раза, ввод жилья — в 2 раза, добыча полезных ископаемых — более чем в 3 раза. Общий объем инвестиций в Дальний Восток и Арктику превысил 11 трлн руб.

Такое быстрое развитие создает определенное ограничение: напряжение в системе снабжения электроэнергией, дефицит в транспортных системах.

​​Большим вызовом является обеспечение провозной мощности Северного морского пути для того, чтобы вывезти продукцию всех тех инвестиционных проектов, которые сегодня вкладывают в экономику Арктики более 30 трлн руб. Это такие мегапроекты, как «Восток Ойл», «Ямал СПГ», развитие Баимской рудной зоны, дальнейшее развитие Норильского комбината. Расположившись вдоль Севморпути, эти предприятия предопределили необходимость сшить воедино логистику Севера и Востока.

Андрей Никитин

Министр транспорта РФ:

Если продолжать аналогию с Луной, Северный морской путь должен быть беспилотным. Это задача сложная.

Но есть вполне понятные инфраструктурные задачи. Сейчас на повестке — строительство ледоколов, восстановление системы аварийно-спасательного флота, вопросы строительства терминалов в портах, транспортной доступности для людей, которые будут работать в регионе, а также вопросы, связанные с цифровизацией.

Вопрос, вызывающий наиболее серьезные дискуссии, — вопрос железнодорожных путей, речного сообщения, подходов к портам со стороны реки.

Георгий Фотин

Гендиректор «УК Баимская»:

Объем инвестиций по проекту составляет около 1 трлн руб. За последние несколько лет в проект было инвестировано свыше 300 млрд руб. При запуске комбината мы повезем порядка 2 млн тонн по Северному морскому пути.

Порядка 3 тыс. человек работают над проектом. Мы ведем строительство крупных объектов внешней инфраструктуры — это 400 км автодороги и 400 км линий электропередач.

Проект оказывает значительное влияние на весь северо-восток страны. Чукотка трижды за последние годы возглавляла рейтинг регионов по динамике прироста в основной капитал.

Что можно было бы со стороны государства улучшить? Это вопросы, связанные со стабилизацией налоговых условий и других сопутствующих платежей.

Екатерина Ляхова

Директор по развитию бизнеса «Росатома»:

Все планы «Росатома» нацелены на то, чтобы в течение десяти лет обеспечить круглогодичность и регулярность ледокольной проводки. Текущая модель предполагает закрепление за каждым арктическим проектом конкретного ледокола, чтобы обеспечить вывоз того объема груза, который прогнозируется по этому проекту. Для этого необходимы 11 ледоколов.

После 2030 года мы перейдем к следующей модели ледокольного сопровождения — караванной модели.

Очень важно понимать источники внебюджетных средств, которые мы будем привлекать для развития сопутствующей инфраструктуры.

Александр Галушка

Президент фонда «Кристалл роста»:

Для развития трансарктического транспортного коридора нужно использовать возможности фондового рынка. Если мы обратимся к зарубежным практикам реализации подобных проектов, то увидим, что, например, Суэцкий канал, который является конкурентом нашего трансарктического транспортного коридора, в решающей степени был профинансирован за счет фондового рынка — за счет IPO и облигаций.

То же самое с круизным судоходством на Аляске и в Карибском бассейне. Высокоскоростные железные дороги в Китае и в Великобритании были профинансированы за счет возможностей фондового рынка.

Применительно к ТТК финансирование с фондового рынка может начинаться с долгосрочной стратегии минимум до 2050 года, которая выступит техзаданием по формированию портфеля проектов инфраструктурных, логистических, связанных с безопасностью, связанных с развитием судостроения.

Сергей Вахруков

Начальник управления президента России по вопросам национальной морской политики:

Стабильность, предсказуемость и безопасность — эти три составляющие определяют взаимоотношения бизнеса и государства. Должна быть четкая понятная стратегия развития того или иного транспортного коридора, нужны безопасность, которая позволяет реально обеспечивать прохождение и минимизировать страховые платежи, нужны предсказуемые правила игры.

Решая эти проблемы, государство без бизнеса и бизнес без государства точно не обойдется.

Важно правильно сформулировать цели развития транспортного коридора и создать безопасные условия его функционирования.

Игорь Левитин

Советник президента РФ:

Налоги, которые государство получает с проектов, должны возвращаться в инфраструктуру. Это то, чего у нас сегодня нет.

Использование фондовых рынков при финансировании проектов должно быть апробировано. Давайте попробуем эти механизмы на тех проектах, на которых можно это сделать — на проектах РЖД, на платных автодорогах: как фондовый рынок отреагирует? Идти в такой проект, как ТТК, без пилотов будет трудно.

Игорь Шувалов

Председатель ВЭБ.РФ:

Нам говорят, что мы развернулись на восток. Ничего мы на восток не разворачивались. Россия должна развиваться и на запад, и на восток, на север, и на юг одинаково. В этом сила и политическая, и экономическая.

Сложности с западным миром рано или поздно закончатся. А пока они не закончились, надо этот момент использовать для того, чтобы весь восточный потенциал задействовать. Потому что как только границы откроются, санкции снимут или они будут чуть слабее, опять все будет понятно.

Когда трансарктический транспортный коридор заработает, экономика города будет совершенно другой и капитал будет другой. Здесь логистика будет построена по новым принципам. Здесь безграничные возможности, как обычно в нашей стране. Много что есть, надо только правильно организовать. Я думаю, здесь у нас для этого достаточно опыта и возможностей.

Мы обсуждаем возможность открытия во Владивостоке офиса, который будет работать по арктической и дальневосточной теме. Благодаря этому ВЭБ сможет работать 24 часа в сутки.

В сложные моменты истории нужно делать больше работы. Нужно весь тихоокеанский маршрут, потенциал и экономики, и культурного развития задействовать и развить. Это большая ответственность.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Президент «Индийского бизнес альянса» о специфике бизнеса в России
Как вырастить специалистов для достижения технологического лидерства
Как синергия государства и бизнеса стимулирует развитие образования в России