По мнению министра финансов, для роста экономики важен не столько бюджет, сколько стоимость кредитных ресурсов, то есть дешевые и длинные деньги.
«Идеальная конструкция — жесткий бюджет и мягкая ДКП с низкими процентными ставками», — заявил Антон Силуанов. Он считает, что такой подход придает экономической политике гибкость. Когда инфляция замедляется, а ставки уже находятся на низком уровне, в качестве дополнительного стимула для экономики может быть задействован бюджет, пояснил министр финансов.
«Конечно, бюджетный стимул — это важно. Но он не может быть бесконечным, иначе произойдет разбалансировка финансов», — подчеркнул Антон Силуанов.
Центральному банку нужно создавать пространство для снижения процентных ставок, считает глава Минфина. Подход ведомства позволяет это сделать: «У нас есть проверенная формула, которая лежит в основе бюджетного правила: структурный дефицит должен быть нулевым (доходы за вычетом сверхдоходов, когда нефть дорогая, должны быть равны расходам за вычетом трат на выплату процентов. — „Эксперт“)», пояснил министр финансов.
В следующем году дефицит бюджета составит 1,6% ВВП. Власти предприняли в этом году несколько непопулярных шагов для контроля над этим показателем. В частности, повышение ставки НДС с 20% до 22%, увеличение утильсбора, ввод нового технологического сбора для электронной промышленности, снижение порога использования упрощенной системы налогообложения.
Помимо этого, Минфин ужесточил бюджетное правило. Ведомство заложило постепенное снижение цены отсечения нефти в бюджетном правиле с $60 за баррель до $55 за баррель к 2030 г. Таким образом, происходит возврат к тем принципам, которые были заложены в 2017 г. при подготовке бюджетного правила, пояснял ранее Антон Силуанов. «Цена была $40 за баррель, как отсечка для формирования доходов, идущих на расходы. Эта цена индексировалась на 2% (ежегодно). Мы чуть ослабили его в период всех ковидов, санкций (...) Если бы мы сохраняли эту динамику, то примерно $55 и получили бы к 2030 году. Поэтому мы идем сознательно на то, чтобы бюджет был защищен от внешних воздействий», — говорил он.
Самое низкое значение ключевой ставки в современной российской истории было зафиксировано во время пандемии в 2020 г. Тогда ЦБ опустил ее до 4,25%. Дефицит бюджета в том году был довольно высоким даже по кризисным меркам и составил 3,8% ВВП. На этом фоне в 2021 г. Минфин ограничил бюджетный стимул и вернул профицитный бюджет. Инфляция уже ускорилась и достигла 8,5% к концу 2021 г. С 2022 г. бюджет стал стабильно дефицитным, но в управлении ключевой ставкой начались «качели» — в ответ на волатильную инфляцию.
По итогам этого года ЦБ ожидает рост цен на уровне около 6% или «ниже», о чем заявил президент РФ Владимир Путин 8 декабря в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Сейчас уровень ключевой ставки составляет 16,5%.
ЦБ намерен вернуть показатель инфляции к целевым 4% к 2027 г., следует из среднесрочного прогноза Банка России от 24 октября.
Минфин РФ при подготовке проекта федерального бюджета на 2026 г. и плановый период 2027–2028 гг. закладывает постепенное снижение цены отсечения нефти в бюджетном правиле с $60 за баррель до $55 за баррель к 2030 г.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag