Не время понижать
ЦБ выбирал между двумя вариантами — смягчением ставки до 17%, то есть на 1 процентный пункт (п.п.), и сохранением ее на уровне 18%, рассказала на пресс-конференции глава регулятора Эльвира Набиуллина. Денежно-кредитные условия уже значительно смягчены, пояснила она, потому нужно время, чтобы оценить последствия принятых решений. Сторонники сохранения уровня ключевой ставки, по ее словам, указывали и на то, что нужно дождаться подробных сведений о бюджетной политике. Председатель ЦБ отметила, что на последующие решения по уровню ставки будут влиять именно государственные расходы. «Если дефицит бюджета будет выше, чем заложено в нашем базовом сценарии, мы будем ограничены в своих возможностях снижать ключевую ставку», — предупредила Эльвира Набиуллина. Напомним, что за восемь месяцев 2025 г. дефицит федерального бюджета составил 4,2 трлн руб., или 1,9% ВВП.
Но направление на снижение ставки задала инфляция, которая с начала года, как отметила глава Банка России, «существенно снизилась». По ее словам, в августе рост цен в пересчете на год и без учета сезонного фактора составил 4% (именно в такой уровень и целится ЦБ. — «Эксперт»). Правда, регулятор пока счел, что таргет по инфляции не достигнут. Отметим, что в августе 2025 г. впервые за три года произошло снижение средних месячных цен — зафиксирована дефляция 0,4% м/м, свидетельствуют данные Росстата.
Но Эльвира Набиуллина подчеркнула, что традиционное для августа замедление цен «было нетипичным»: фрукты и овощи дешевели сильнее обычного, как и туристические услуги. Поэтому прогнозы и устремления ЦБ, как следует из ее выступления, остались прежними.
При этом Эльвира Набиуллина поспорила с точкой зрения отдельных финансистов о том, что в российской экономике наступила техническая рецессия — это «дискуссионное утверждение», подчеркнула глава ЦБ. «У нас действительно есть охлаждение, то есть замедление роста экономики. Это естественно при выходе из перегрева, когда производственные возможности должны догнать спрос», — добавила она. Тем не менее глава регулятора отметила, что II квартал текущего года по динамике ВВП «не оправдал прогнозов ЦБ».
Банк России всё еще беспокоят высокие инфляционные ожидания населения по итогам года: в августе они выросли до 13,5% по сравнению с 13% в июне и июле. По словам Эльвиры Набиуллиной, есть два объяснения: индексация тарифов ЖКХ (произошла с 1 июля в среднем на 11,9%) и подорожание моторного топлива. Последнее Эльвира Набиуллина назвала товаром-маркером, который влияет на «представления людей о будущем росте цен».
Кроме того, по мере снижения ставок ЦБ снова наблюдает активизацию кредитования, особенно корпоративного. Как заметила Эльвира Набиуллина, если темпы сохранятся, рост по итогам 2025 г. превысит прогнозы Банка России. Затишье, по данным ЦБ, прекратилось и в рознице: оживился ипотечный сегмент, растет спрос на необеспеченные кредиты и автокредиты.
Ссуды дешевеют
Первую реакцию от банков мы уже видим. Крупнейшие игроки российского банковского сектора, Сбербанк и ВТБ, объявили о снижении процентных ставок по розничным ссудам, обратил внимание ведущий эксперт ЦМАКП Ренат Ахметов.
«Но если Сбербанк сделал акцент на коррекцию рыночных ипотечных ставок в пределах 2 п.п., то ВТБ сфокусировался на беззалоговых потребительских кредитах — ставки по ним опустились сразу на 4 п.п. Вдобавок к этому банк обещает в ближайшее время улучшить условия по ипотечным и автокредитным программам. Еще до заседания некоторые игроки — МКБ, Газпромбанк и ДОМ.РФ — понизили ставки по депозитам на 1–2 п.п.», — напомнил Ахметов. «Сбер» анонсировал, что с 15 сентября уменьшит ставки по вкладам.
Но говорить сейчас об угрозе оттока сбережений населения со вкладов преждевременно, полагает Ренат Ахметов. «Даже если ориентироваться не на наблюдаемый россиянами уровень инфляции (8,8% — в июле), а на инфляционные ожидания (13,5%), то предлагаемые банками ставки по розничным вкладам пока перекрывают их», — резюмировал он.
«Бегство вкладчиков» Ренат Ахметов рассматривает только при одном сценарии: если рост санкционного давления на Россию спровоцирует резкую девальвацию рубля. По оценке ЦМАКП, вероятность реализации такого риска будет оставаться высокой вплоть до марта 2026 г.
Охладили пыл спекулянтов
Главным «сюрпризом» заседания сотрудник научной лаборатории макроструктурного моделирования НИУ ВШЭ Григорий Жирнов называет как раз то, что ЦБ выбирал лишь из двух вариантов — снизить ставку до 17% или сохранить ее на уровне 18%. Сценарий с ослаблением до 16% даже не рассматривался. «Это говорит о том, что ЦБ намного больше обеспокоен рисками в части инфляции, чем рисками чрезмерного охлаждения экономики», — резюмировал он.
По его мнению, ЦБ переоценивает проинфляционный риск, связанный с расширением дефицита бюджета из-за недобора доходов. По его оценкам, в 2025 г. экономика вырастет меньше чем на 1%, инфляция (декабрь к декабрю) опустится в район 6%, а ключевая ставка на конец года окажется на уровне 14–15%. С этой оценкой согласен старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. По его мнению, логика решений по ключевой ставке состоит в том, что Банку России «нужно быть консервативным в ожиданиях и прогнозах и убедительным в следовании главной цели» (таргету по инфляции в 4%. — «Эксперт»).
Чуть более консервативные ожидания у старшего аналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова. Рост ВВП, согласно его прогнозам, в 2025 г. составит 0,9%, инфляция — 6,5%, а ключевая ставка к концу года — 15%. Он предположил, что сейчас решение ЦБ призвано «охладить избыточно оптимистичный настрой рынка». В пользу этой гипотезы говорит то, что снижение более чем на 1 п.п. даже не рассматривалось, а риторика регулятора была «достаточно сдержанной», пояснил он. Станислав Мурашов допускает, что Банк России может притормозить смягчение денежно-кредитной политики (ДКП), если дефицит бюджета в этом году вдруг существенно вырастет.
Рынок чрезмерно позитивно закладывал снижение ставки за несколько недель до заседания (большинство аналитиков прогнозировали снижение на 2 п.п., до 16%. — «Эксперт») и регулятор остудил пыл спекулянтов, соглашается директор по работе с состоятельными клиентами «БКС Мир инвестиций» Андрей Петров. Впрочем, он уверен, что ЦБ продолжит снижать ставку.
Пока она превышает 15–16%, рынок акций останется под давлением — сейчас притока на него не наблюдается, констатировал Андрей Петров. «Пока висит неопределенность санкций, а ЦБ двигает ставку со множеством оговорок, у инвесторов нет стимула массово возвращаться на фондовый рынок. Единственный надежный драйвер для акций — девальвация рубля», — добавил инвестиционный стратег «Гарда Капитала» Александр Бахтин.
Об устойчивом оживлении рынка ипотеки можно будет говорить только после падения ставки ниже 15%, сообщили «Эксперту» в пресс-службе ДОМ.РФ. По прогнозам банка, это произойдет в середине 2026 г. при условии, что реализуется базовый сценарий ЦБ, согласно которому ставка в среднем по году должна составить 12–13%.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag