Интервью

ЦБ не видит рисков в сокращенной рабочей неделе

О переходе на «четырехдневку» объявили металлурги и автозаводы

Фото: Егор Алеев/ТАСС
Переход некоторых компаний на четырехдневный режим работы отражает снижение перегрева в экономике. Банк России не видит в этом системных рисков, отметил зампред ЦБ Алексей Заботкин. Ранее о переходе на «четырехдневку» сообщили «КАМАЗ», ГАЗ, ЧЭМК. Переход на сокращенный режим работы допускал и «АвтоВАЗ». Причиной все компании назвали падение спроса на их продукцию.

В Банке России не видят системных рисков в связи с временным переходом некоторых предприятий на четырехдневный режим работы, сообщил заместитель председателя ЦБ Алексей Заботкин.

«Системных рисков не видим, такое явление временное, ранее также были эпизоды краткосрочного ввода некоторыми предприятиями четырехдневного рабочего режима, после чего они возвращались к стандартному графику», — сказал Алексей Заботкин (цитата по ТАСС).

По его словам, введение четырехдневной рабочей недели на некоторых предприятиях связано с «временным снижением спроса на продукцию отдельных компаний, в том числе в автомобилестроении, после завышенного спроса в предыдущие два года». «Это является отражением снижения перегрева в экономике», — добавил зампред Банка России.

Ранее о временном переходе на четырехдневный режим работы уже сообщили, например, в Горьковском автомобильном заводе (перешел на такой режим работы только на август) и в «КАМАЗе» (с 1 августа, решение коснется только тех предприятий, которые не загружены по полной). Помимо этого, о переходе на четырехдневный режим работы с 1 сентября также сообщили в Челябинском электрометаллургическом комбинате.

В конце июля в пресс-службе «АвтоВАЗа» сообщили, что компания может перейти на четырехдневный график работы с 29 сентября на фоне снижения российского авторынка. Сейчас заводы работают пять дней в неделю. Окончательное решение будет зависеть от тенденций на рынке и экономических факторов. В «АвтоВАЗе», в частности, объяснили, что в Россию было ввезено большое количество автомобилей зарубежного производства, «при этом импортные бренды ведут политику ценового демпинга». По оценке «АвтоВАЗа», склад импортных брендов составляет около 400 тыс. нераспроданных автомобилей.

С конца марта текущего года на четырехдневную рабочую неделю сотрудников перевел также «Ростсельмаш», с 1 июля — ярославские заводы «Автодизель» и ЯЗДА, с июля — ПАЗ, с августа -ЛиАЗ. Аналогичную меру с 1 августа частично внедрил «КАМАЗ», в августе — ГАЗ, с 1 октября — холдинг «Цемрос», выпускающий цемент, главный строительный материал. Челябинский металлургический комбинат (ЧЭМК) планирует ввести четырехдневку с 1 сентября этого года.

По итогам первого полугодия продажи новых легковых автомобилей и LCV упали на 25,7% год к году, до 575,5 тыс. автомобилей, подсчитали в Минпромторге на основе данных о регистрациях ЭПТС от АО «Паспорт промышленный консалтинг» (совместное предприятие «Автостата» и оператора ЭПТС).

По данным «Автостата», в 2024 г. в России было продано 1,57 млн новых легковых автомобилей, что на 48,4% больше, чем в 2023 г. Это стало рекордом за последние пять лет. В 2025 г. российские дилеры ожидают снижения продаж автомобилей — от 12 до 25%. По оценке замгендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Рената Тюктеева, которую ТАСС привел в начале июля, пока ключевая ставка не упала, «оптимистичный сценарий на этот год — это интервал между 1,2 и 1,3 млн штук».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Выставка, посвященная судьбе увлеченного человека — Олега Табакова
Финансы,
Авторские фонды на Мосбирже привлекли первые 100 млн рублей
В мире,
Что пишут мировые СМИ о возможной встрече президентов России и США