Турналогу подбирают ставку

Минэк хочет скорректировать сбор в пользу отелей и отдыхающих

Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС
Минэкономразвития обсуждает с отраслью корректировку туристического налога. Предлагается не повышать его с текущей ставки в 1% до 5% от стоимости аренды к 2029 г., как это сейчас планируется. Ставка может быть зафиксирована на уровне 2%. Также рассматривается возможность отмены минимальной суточной таксы в 100 руб. и предоставления налоговых льгот новым отелям. Опрошенные «Экспертом» туроператоры считают, что эти нововведения позитивно скажутся на развитии отрасли. 

Чего хочет бизнес

Все больше российских регионов вводят на своей территории туристический налог. На фоне обратной связи от местных властей и отельеров в Минэкономразвития собрали предложения по корректировке и донастройке этого механизма, следует из материалов, с которыми ознакомился «‎Эксперт». Напомним, что в конце года муниципалитетам дали больше возможностей для дифференциации ставок налога, а объектам размещения разрешили самостоятельно выбирать налоговый орган для предоставления деклараций (соответствующие поправки в Налоговый кодекс утверждены в конце ноября 2025 г.). 

В качестве корректировки теперь предлагается снизить предельное значение ставки с запланированных 5% к 2029 г. до 2% и позволить регионам самим устанавливать минимальную сумму налога, составляющую сейчас 100 руб. за сутки проживания. Также на новые средства размещения в первые пять лет после открытия предлагается распространить налоговые льготы (какие именно — не уточняется). Речь в материалах Минэка идет об отелях, гостиницах и курортах категорий 3–5 звезд, а также о санаториях. 

Туристический налог — это местный налог, который зачисляется в бюджеты муниципалитетов и применяется к средствам размещения (отелям, гостиницам, санаториям и т.д.), расположенным на их территории. Он сменил курортный сбор, действовавший с 2018 г. в экспериментальном режиме в ряде субъектов РФ. Налог, в отличие от сбора, который платили посетители при заезде, начисляется и взимается с отелей и гостиниц и включается в цену проживания. Устанавливать его разрешили с 1 января 2025 г. – соответствующие поправки в Налоговый кодекс приняли и  утвердили депутаты Госдумы летом 2024 г. Брать налог или нет, решают сами муниципалитеты. Согласно данным Минэка, в 2025 г. он действует в 2856 муниципальных образованиях из 65 субъектов Федерации. 

Предельная ставка турналога в 2025 г. составляет 1% от суммы аренды номера, но не менее 100 руб. за сутки. В 2026 г. ставка вырастет до 2% и далее будет расти на 1 п.п. ежегодно, пока в 2029 г. не достигнет максимальных 5%. Отметим, что на санаторно-курортные организации эта шкала не распространяется — к ним налог применяется исходя из минимальной ставки 100 руб. в сутки.

95% муниципалитетов, решивших применять этот сбор, своими нормативными актами распространили его на все пять лет действия, причем 93% выбрали максимально возможные ставки, следует из материалов Минэка. Для сравнения: ввести турналог на уровне 1% на тот или иной период решили 143 муниципалитета – то есть, 5% от общего числа, где он будет действовать.

Фактическая ставка налога в I полугодии составила 1,5% вместо 1% из-за того, что минимальный сбор составляет 100 руб. за сутки размещения. Согласно подсчетам ведомства, 53% зарегистрированных в реестре классифицированных средств размещения в России, или 13,7 тыс. объектов, расположены в муниципалитетах, где уже действует турналог.

Лидерами по поступлению сбора в местные бюджеты по итогам I полугодия 2025 г. стали Краснодарский край (776 млн руб.), Санкт-Петербург (479 млн руб.), Ставропольский край (299 млн руб.), федеральная территория «‎Сириус» — де-факто Сочи (130 млн руб.) и Алтайский край (99 млн руб.). Остальные регионы в общей сложности собрали за счет турналога примерно 1,1 млрд руб. Таким образом, по итогам I полугодия отели и санатории собрали для регионов 2,9 млрд руб. 

Однако на развитие туризма муниципалитеты заложили в местные бюджеты только 23% этой суммы, указал Минэк. Это противоречит логике, которая изначально закладывалась в туристический сбор как источник дополнительного финансирования развития инфраструктуры и сервиса в регионах, что будет помогать привлекать больше туристов к ним, отметил в разговоре с «Экспертом» федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения изменений.

«За 9 месяцев 2025 г. объем поступлений составил более 120 млн рублей.  Наши муниципалитеты точно видят, сколько они получили денег от туристического налога, правительство Калининградской области рекомендует им тратить эти средства на туристическую инфраструктуру, но, конечно, это их право, а не обязанность», — сообщил «Эксперту» министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. 

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов передал через представителя, что средства от туристического налога направляются на благоустройство и реставрацию памятников. Александр Беглов подчеркнул, что в городе налажено эффективное взаимодействие с налоговой службой, поэтому с администрированием налога проблем нет. В пресс-службе администрации Петербурга уточнили, что от налога освободили тех, у кого в городе есть жилье, многодетные семьи и ветеранов боевых действий.

«Мы позитивно оцениваем возможность самостоятельного введения туристического налога регионами. Это дает гибкость и возможность адаптации к ситуации в экономике, в отрасли», — сказал «Эксперту» министр  туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев. По его оценкам, в 2026 г. регион потенциально сможет получить дополнительно около 250 млн руб. «Эти деньги смогут пойти на локальные улучшения инфраструктуры в конкретных территориях, которые, например, не прошли отборы по федеральным мерам поддержки», — добавил он.

(Неу)местный сбор

В материалах Минэка отмечается, что обязательство по уплате турналога в действующей конфигурации, то есть, с индексацией до 5% к 2029 г. – является «одним из основных триггеров» снижения рентабельности туристической отрасли. 

Представители бизнеса, опрошенные «‎Экспертом», сходятся во мнении, что ставка в 2% по турналогу — верхний предел, при котором удастся сохранить приемлемую рентабельность бизнеса. Если ставка налога будет расти, то финансовое состояние заметно ухудшится и инвестировать в развитие будет трудно. Также это может привести к переходу гостиниц в «серую» зону. 

Как подсчитал президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский, турналог в 1% фактически составляет около 2,5% от доходов гостиницы, сбор в 2% — это уже около 5% доходов. “Если ставка достигнет 5%, то совокупная нагрузка окажется эквивалентной 20% доходов гостиницы, что для бизнеса с низкой маржинальностью является ‎фактически разрушительным уровнем”, — категоричен эксперт. При ставке 5% заниматься бизнесом будет нецелесообразно, согласился президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. «‎По нашим расчетам, 5% туристического налога полностью обнулят нашу рентабельность и прибыль. Мы настаиваем на том, чтобы ставка осталась на уровне 1% или хотя бы не превышала 2%», — заявил он в беседе с «‎Экспертом».

Параллельно с классическим гостиничным сектором стремительно развивается сегмент альтернативного размещения — апартаменты и квартиры, сдаваемые физическими лицами, обратил внимание Илья Уманский. По его словам, средняя цена гостиничного номера в 2024 г. составляла около 10 тыс. руб./сутки, тогда как средняя цена апартаментов — 4,4 тыс. руб.,  причем аренда многих из них осуществляется в «серую» и не облагается налогом вовсе. «‎Если фискальная нагрузка будет расти только на один сегмент — гостиничный, а регулирование альтернативного размещения останется прежним, это лишь ускорит миграцию туристического потока в серую зону», — заявил собеседник. 

Перечисленные предложения позволят отелям и санаториям самим выбирать налоговый орган, что упростит работу, полагает Алексей Волков из ОСИГ. Он объяснил, что часто юрлица регистрируются в одном муниципальном округе, а де-факто ведут деятельность в другом. В итоге они платят налоги в «‎чужой» муниципалитет. 

Одним из способов поддержать отечественную туротрасль может стать сбор за выездной туризм, считает Алексей Волков. Вырученные за счет этого средства правительство может направлять на проектное финансирование в гостиничной индустрии, на создание туристической инфраструктуры – их уровень в большинстве курортных локаций остается низким, отметил собеседник. 

Опрошенные «Экспертом» туроператоры поддержали нововведения. «‎Для бюджетных гостиниц и хостелов, где стоимость проживания может начинаться от 500 руб. на человека, отмена фиксированного платежа в 100 руб. будет серьезным послаблением», — сообщили в пресс-службе Anex Tour. 

Льготы для новых отелей – вполне логичный шаг, потому что новым объектам труднее завоевывать аудиторию, и к тому же необходимо как можно быстрее выходить на самоокупаемость, сказал «Эксперту» директор туроператора «‎Дельфин», вице-президент Ассоциации туроператоров России по внутреннему туризму Сергей Ромашкин. Представитель Tez Tour добавил, что льготы необходимо распространить и на проекты реновации старых туристических объектов, которые завершились в последние годы. «‎Фиксация ставки налога, отмена минимума в 100 руб. и новые льготы — это три столпа, на которых может вырасти новая, качественная российская курортная индустрия в России», – подытожили в Tez Tour.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Контракт на возведение обхода Инкерманского монастыря расторгли после проверки Счетной палаты
Экономика,
Правительство стоит перед выбором между ростом госдолга и налогов
Экономика,
Главные заявления Владимира Путина на форуме «Россия зовет!»