Парк на гарантии

Как сохраняется российский железнодорожный транспорт

Коллаж: «Эксперт»
Наряду с планами развития производства отечественных локомотивов и вагонов российская железнодорожная отрасль делает ставку на повышение качества обслуживания и плановость проводимых ремонтов подвижного состава.

Железнодорожный транспорт остается ключевым звеном в российском грузообороте. По данным Росстата, по итогам первого полугодия 2025 года объем перевозок по железным дорогам в России составил 1 трлн 250,4 млрд тонно-километров (минус 1% к первому полугодию 2024 года) — это 45% всего грузооборота в стране. Если говорить о пассажирских перевозках, то их объемы продолжают расти: по прогнозу Минэкономразвития, по итогам 2025 года они прибавят 0,4% и составят 1,3 млрд человек. На период до 2028 года рост пассажирооборота железнодорожным транспортом, по ожиданиям министерства, увеличится на 11,3% относительно 2024 года и составит 1,44 млрд человек.

Производство и качественный сервис

Поддерживать высокие показатели перевозок грузов и пассажиров железнодорожники стремятся за счет реализации программы производства подвижного состава. По словам Дмитрия Пегова, заместителя генерального директора — начальника дирекции тяги ОАО «РЖД», в настоящее время «Российские железные дороги» совместно с машиностроителями ведут работу по актуализации программы создания нового тягового подвижного состава до 2030 года и на перспективу до 2035-го. В частности, в соответствии с обновленной программой уже до 2028 года запланирована разработка и постановка на производство 14 новых серий локомотивов.

Наряду с выпуском новых локомотивов большое внимание уделяется качественному обслуживанию существующего парка. По словам Андрея Власенко, генерального директора «ЛокоТех» (ведущей российской компании, занимающейся ремонтом и техобслуживанием локомотивов), в последнее время компания реализует ряд масштабных проектов, нацеленных на обеспечение бесперебойной работы грузовых и пассажирских поездов.

На постоянной основе проводится анализ статистики отказов оборудования, которые приводят к необходимости непланового ремонта локомотивов. Принимаются меры: от создания новых организационных моделей до внедрения цифровых решений. В результате количество отказов транспортных средств по основному договору с ОАО «РЖД» за первое полугодие снижено на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первое полугодие 2025 года достигнута положительная динамика одного из ключевых показателей деятельности компании — коэффициента готовности к эксплуатации (соотношение времени нахождения локомотива в эксплуатируемом парке ко времени простоя на сервисном обслуживании).

Согласно официальному отчету компании, за первое полугодие 2025 года «ЛокоТех» отремонтировал сверх плана более 1 тыс. секций локомотивов. Всего же предприятие ежегодно обслуживает и ремонтирует более 15 тыс. локомотивов — бóльшую часть парка ОАО «РЖД»

Пересмотр бизнес-процессов

Повышать эффективность и качество обслуживания транспорта в отрасли помогает пересмотр ключевых бизнес-процессов, подчеркивают в «ЛокоТехе». В компании отмечают, что с использованием современных цифровых инструментов совершенствуется система технического контроля, ведется работа по обучению персонала и повышению культуры труда.

Показатели работы предприятия улучшены за счет снижения потерь в организации производства, обеспечения ритмичности поставок, повышения квалификации персонала.

По словам Андрея Власенко, «ЛокоТех» — сервисная компания с огромной номенклатурой товарно-материальных ценностей (ТМЦ), находящихся в работе. Их численность сегодня превышает 25 тыс. в год — один из самых высоких показателей в России. Все эти детали нужно вовремя закупать, контролировать их качество.

В прошлом году компания завершила реформу системы снабжения и автоматизировала контроль за поставкой комплектующих. Одним из ключевых элементов реформы стала разработка и внедрение аналитической системы — единого цифрового окна. Инструмент аккумулирует данные из всех информационных систем компании с помощью наглядного интерфейса в виде дашбордов (интегрирован с системой 1С). Сотрудник каждого предприятия может оперативно получить актуальный статус любой заявки онлайн: сроки поставки, фактической отгрузки ТМЦ, отследить динамику запасов.

«Одно из наиболее значимых изменений в системе снабжения — переход от поквартального к годовому планированию закупки ТМЦ стопроцентной сменяемости, наиболее востребованных номенклатур, которые всегда должны быть в наличии на складах и гарантированно будут израсходованы в отчетный период. То есть даже если деталь выглядит работоспособной, то ее все равно меняют, чтобы она не вышла из строя в дороге», — комментирует Андрей Власенко.

Доля импортных комплектующих, необходимых для техобслуживания и ремонта локомотивов, снижена до минимума, отмечают в компании. В частности, локомотивные депо перешли на отечественные краски, смазки, масла, присадки для подготовки охлаждающих жидкостей, выключатели, контакторы, электрические разъемы и другие необходимые в работе детали. Все они закупаются у отечественных производителей, что также поддерживает развитие российской промышленности, резюмирует Андрей Власенко.

Например, в Челябинске компания «Профит Центр Плюс», сотрудничающая с различными сервисными компаниями, летом этого года локализовала выпуск полимерных сепараторов для подшипников, которые используются в конструкции локомотивов магистральных железных дорог и которые раньше закупались в Швеции. Как сообщили представители компании, в 2026 году предприятие планирует нарастить ежегодный выпуск комплектующих с 8,2 тыс. до 35,8 тыс. штук. Это составит около 25–30% всего отечественного рынка производства сепараторов для подшипников, с возможностью в перспективе увеличить этот показатель до 60%.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Глава Минтранса Андрей Никитин рассказал об отраслевых приоритетах
В мире,
Шатдаун побил рекорд продолжительности
Промышленность,
Россия в октябре резко нарастила закупку бензина в Белоруссии