Концессиям и ГЧП задают тон

Участники конгресса «Развивай.РФ» обсудили базовые принципы национального стандарта ГЧП

Фото: ВЭБ.РФ
Национальный стандарт государственно-частного партнерства (ГЧП), разрабатываемый корпорацией развития ВЭБ.РФ, должен обеспечить стабильность и прозрачность правил игры, а также понятные механизмы защиты интересов инвесторов. К этому сводилась риторика участников сессии «Эволюция партнерства: от зарождения ГЧП до национального стандарта», которая прошла 12 декабря в рамках инфраструктурного конгресса «Развивай.РФ». Дискуссия разгорелась вокруг необходимости унификации законодательства для реализации государственно-частных инициатив.

Главный управляющий директор ВЭБ.РФ, гендиректор Национального центра ГЧП Андрей Самохин, предваряя сессию, во вступительном слове напомнил, что 2025 г. стал юбилейным для ГЧП: 20 лет назад в России был принят закон «О концессионных соглашениях» и 10 лет назад — «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве».

«ВЭБ видит в механизмах ГЧП и концессий не просто финансовый инструмент, но и механизм достижения национальных целей и реализации проектов технологического лидерства», — подчеркнул он.

По итогам Восточного экономического форума президент России Владимир Путин поручил ВЭБ.РФ до 1 марта 2026 г. разработать национальный стандарт государственно-частного взаимодействия и модель финансирования таких проектов. О реализации этого поручения рассказала на сессии главный методолог Национального центра ГЧП Мария Скрябина. По ее словам, на первом этапе ВЭБ сфокусируется на стандартизации модели финансирования для привлечения новых инвестиций в проекты ГЧП.

Она отметила, что государственно-частное взаимодействие должно быть основано на взаимоотношениях трех участников: концендент, концессионер и инвестор-кредитор. «Мы считаем, что [национальный] стандарт должен быть практически применимым. Мы должны обеспечить прозрачность для новых инвесторов, которые не так хорошо разбираются в ГЧП и концессионных соглашениях. Стандарт — это еще и то, какие механизмы защиты инвесторов заложены в концессионном соглашении», — добавила она.

С тем, что необходимы более прозрачные подходы к оценке проектов ГЧП, согласилась директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Наталья Морщихина. Она подчеркнула, что новая прозрачная методика позволит повысить качество отбора проектов и инвестиционных решений, а также снизить случаи несправедливого распределения рисков.

Директор департамента Минэкономразвития напомнила, что сейчас экспертизу ВЭБа проходят только ГЧП-проекты стоимостью от 3 млрд руб., а с 2026 г. этот подход планируется распространить и на концессионные соглашения. «Сейчас методики [оценки концессий] нет вообще, но мы понимаем, что рынок концессии является основным, это более 99% [государственно-частных] соглашений. И нужно очень аккуратно подходить к введению новых механизмов, чтобы это не стало непосильным бременем для рынка, и чтобы инвесторы, регионы и банки понимали, как это будет работать», — добавила она.

Законодательная дилемма

Оживленную дискуссии вызвала тема законодательного регулирования рынка ГЧП и концессий. Управляющий партнер компании «Лучший выбор» Виктория Борткевича обратила внимание, что наличие двух законов, по сути регулирующих одну и ту же сферу — о концессионных соглашения и о ГЧП, создает определенный «дуализм» ситуации, «не комфортный ни для инвесторов, ни для кредиторов, ни для судебных органов».

Виктория Борткевича привела три возможных способа решения этой проблемы: оставить «все как есть», дополнив определенными нормами один из законов («О концессионных соглашениях»), отменить оба закона и разработать новый единый закон, или же отказаться от одного из законов, дополнив оставшийся недостающими правовыми нормами. При этом, по ее мнению, отмена действующих законов и разработка нового — «самый неблагоприятный исход». «Это полностью обнулит все подходы и судебную практику. Непонятно, что в такой ситуации делать с уже заключенными соглашениями», — пояснила она.

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнер» Денис Качкин, модерировавший сессию, согласился с тем, что для регулирования рынка ГЧП не нужны два механизма. При этом он добавил, что решение этой проблемы требует определенного компромисса.

Другой точки зрения придерживается Наталья Морщихина из Минэкономразвития. Она напомнила, что законы о ГЧП и концессионных соглашениях появились в «принципиально в разное время» — когда стояли разные задачи перед российской экономикой. «Мы не поддерживаем настолько кардинальный подход и в целом дискуссию о том, что эти законы нужно объединять. Это разные правовые модели, несмотря на то, что они, действительно, похожи», — заявила она.

На сторону Минэка встала заместитель гендиректора Национального центра ГЧП Елена Бардашева. Она подчеркнула, что Национальный центр ГЧП поддерживает создание понятных и прозрачных правил игры, но для этого они должны оставаться неизменными в течение продолжительного периода: «Как юрист я поддерживаю идею унификации. Это разумно. Но как практик, понимаю, вот что это может превратиться и поэтому голосую против», — заключила она.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Почему уезжают из деревень и как это остановить
Как в ЕАЭС развивается сеть хабов для контейнерных перевозок продукции АПК
Мнения,
Как в мировой финансовой системе произошли тектонические сдвиги