Как следует из исследования LenderInvest по итогам II квартала 2025 г., 90% заемщиков на краудлендинговых платформах — это малые и средние предприятия. Больше половины из них (59%) составляют микропредприятия с выручкой до 120 млн руб. в год, остальные — малый (29%) и средний (12%) бизнес.
Рынок краудлендинга оживает на фоне снижения ключевой ставки, а также из-за растущего спроса на инвестиционное финансирование. Сумма среднего займа достигла максимальной отметки в 3,3 млн руб. впервые за последние полтора года, следует из данных LenderInvest. В предшествующем квартале она равнялась 2,9 млн руб., а на протяжении всего 2024 г. оставалась ниже 2,6 млн руб. Для сравнения, во II квартале 2023 г. рынок краудлендинга достиг пика своей активности, а средний заём — 4,4 млн руб. Авторы исследования связывают спад интереса к этому инструменту в 2024 г. с жесткостью денежно-кредитных условий.
Суммы займов на рынке краудлендинга зависят от специфики отрасли. Например, в производстве и логистике они выше и находится в диапазоне 5–10 млн руб., что вызвано необходимостью не только пополнять оборотные средства, но и вкладываться в оборудование. На краткосрочные нужды и маркетинг чаще привлекают финансирование предприятия из ритейла и сферы услуг, а средняя сумма займа составляет 1–3 млн руб.
До 50% займов привлекается бизнесом на пополнение оборотных средств — их расходуют на закупку товаров и сырья, зарплату и текущие операционные расходы, говорится в исследовании LenderInvest. Малые и средние предприятия (МСП) занимают на исполнение государственных и частных контрактов, покрытие кассового разрыва и рефинансирование.
По данным LenderInvest, типичный заемщик на крауд-платформах — компания с выручкой до 100 млн руб. в год, прибылью в пределах 5 млн руб. и долговой нагрузкой до 20–30% от размера активов, или соотношением чистого долга к EBITDA в диапазоне 1–3.
Сейчас крупные краудлендинговые платформы предлагают займы бизнесу по ставке на 7 п.п. выше ключевой, отметил в беседе с «Экспертом» основатель LenderInvest Дмитрий Исаков. Напомним, что на сентябрьском заседании Банк России понизил ключевую ставку на 1 п.п. до 17% годовых.
На рынке краудлендинга компаниям проще претендовать на финансирование из-за ускоренного комплаенса: платформы тратят на проверку заемщика не более пяти дней, отметил Дмитрий Исаков. «Если сравнивать нашу процедуру с крупными банками, то у них на это может уходить до двух месяцев, даже если кредит оформляет проверенный клиент», — уточнил он. По словам основателя LenderInvest, краудлендинговым платформам выгоднее и безопаснее занять большую сумму одному заемщику, чем «искать и фондировать с десяток индивидуальных предпринимателей»: «Велик риск того, что из десяти ИП 3–4 объявят дефолт».
В портфель платформы попадают и те компании, которые в будущем способны дойти до облигационных размещений, отметил Дмитрий Исаков.
Рынок краудлендинга в России в последнее время переходит от более мелких и краткосрочных займов к более крупным с длинным сроком погашения, отметил глава Ассоциации инвестиционных платформ Кирилл Косминский. По его прогнозам, на среднесрочном горизонте рынок продолжит расти, что отразится в том числе на размере займов.
С ним солидарен инвестор, основатель аналитической платформы Dsight Арсений Даббах: «По мере снижения ключевой ставки и, как следствие, снижения доходности депозитов рынок краудлендинга будет расти». «Притирка» держателей капитала к условиям, на которых они инвестируют деньги в бизнес, дает позитивный эффект, добавил Арсений Даббах. Одна из проблем для инвесторов — срок получения доходности, поскольку краудлендинг не позволяет вывести деньги по первому требованию, хотя и гарантирует высокую доходность, напомнил он.
По данным Банка России за II квартал 2025 г., объем привлеченных субъектами МСП средств на рынке краудлендинга составил 10,8 млрд руб. В целом же, как отмечается в материалах ЦБ, объем привлеченных средств через краудлендинг и краудинвестинг в первом полугодии 2025 г. достиг 29,6 млрд руб. (+35% год к году). Количество инвесторов в стране за то же время выросло на 19,5% до 186 тыс. человек.
Собеседники «Эксперта» отмечают небольшое количество альтернатив банковским кредитам у МСП. Наиболее популярный инструмент — микрофинансирование. Так, по данным «Корпорации МСП», за три квартала 2025 г. льготное микрофинансирование получили 6 тыс. предпринимателей на общую сумму свыше 15,3 млрд руб. Средневзвешенная процентная ставка по таким льготным кредитам, по словам гендиректора «Корпорации МСП» Александра Исаевича, составляет 8,7%.
При этом IPO, если речь идет о привлечении финансирования компанией среднего размера, не следует рассматривать как возможность «просто получить деньги по максимальным оценкам мультипликаторов», подчеркнула в разговоре с «Экспертом» директор департамента инвестиционного развития СПБ Банка (входит в экосистему «СПБ Биржи») Анна Куприянова. По ее словам, размещение должно быть прибыльным не только для самой компании, но и для тех, кто вкладывается в нее, а минимальная выручка составлять около 10 млрд руб. в год с темпом роста 25% ежегодно.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag