В инвестиционном мире «тихой гаванью» называют инструменты, которые позволяют сохранить капитал в периоды финансовой нестабильности. До 2022 г. практически все большие и маленькие фондовые кризисы приходили в Россию с Запада. Тогда большинство инвесторов при первых признаках приближения потрясений уходили в доллар, а также покупали фьючерсы на золото или акции золотодобывающих компаний, цены которых растут и падают быстрее, чем стоимость драгметалла на бирже.
В последние годы корреляция российского рынка акций с западным отсутствует. Практически все серьезные падения отечественного рынка акций вызваны различными негативными геополитическими новостями. В то же время доллар стал токсичной валютой, его курс больше определяется не играми спекулянтов, а реальным спросом и предложением.
Цены облигаций также в той или иной степени ранее откликались на негатив. Но с середины апреля 2025 г. ситуация изменилась: рынок ОФЗ вошел в восходящий тренд, перестав реагировать на заявления и действия зарубежных политиков. В качестве последнего примера можно привести рост Индекса Мосбиржи гособлигаций (RGBI) на 0,6% до нового годового максимума (119,29 пункта) в понедельник, 28 июля, когда рынок акций упал на 1,5%, а рубль отдал юаню 2,5% стоимости из-за намерения президента США Дональда Трампа ввести через 10–12 дней пошлины около 100% на товары из стран, экспортирующих российскую продукцию. Ближе к окончанию торгов во вторник, 29 июля, индикатор откатывал от вершины на 0,25%, оставаясь в среднесрочном восходящем тренде.
Причиной этого стал пересмотр Банком России своего среднесрочного прогноза, подарившего долговому рынку «второе дыхание». Так, теперь регулятор ожидает, что средняя ключевая ставка в 2026 г. составит не 13–14%, а 12–13%. В связи с чем финансисты сделали предположение, что в 2027 г. мы можем войти с «ключом на 10». На фоне этого прогноза рынок ОФЗ не только не ушел в коррекцию по факту оглашения снижения ключевой ставки 25 июля, как это ожидалось рядом аналитиков, но и начал расти. В очередной раз жадность оказалась сильнее страхов, чему есть вполне логичные объяснения.
«Возьмем, например, ОФЗ 26247 (купон 12,25%, погашение 11.05.2039). Текущая цена бумаги составляет 89,9% от номинала (доходность к погашению 14,39%). Если доходность этой облигации снизится за 18 месяцев до 9%, то инвестор получит 40% годовых, а если до 11%, то „всего лишь“ 28,8% годовых», — привел «Эксперту» пример возможного заработка на покупках ОФЗ главный аналитик рынка долгового капитала «Алор Брокер» Сергей Кадук.
По расчетам же начальника аналитического отдела департамента по работе на рынках капитала Россельхозбанка Александра Фетисова, 10-летние ОФЗ могут дать порядка 50% дохода — большую часть (около 33%) принесет именно переоценка бумаг в случае снижения их доходностей к погашению до 9%, а купонный доход (в случае бумаг с 12%-ным купоном) — еще около 17%.
Однако есть и более консервативное мнение. «Согласно нашему базовому прогнозу, ключевая ставка достигнет 16% к концу 2025 года и снизится до 14% к концу 2026-го. В такой парадигме доходности ОФЗ не имеют очень серьезного потенциала для снижения цен», — заявил «Эксперту» старший аналитик УК «Первая» Глеб Бобков. В оптимистичном сценарии, при позитивном развитии геополитики, доходности ОФЗ в средней части кривой на горизонте года снизятся до 10,5–11%. Однако он также считает, что сейчас долгосрочные ОФЗ являются самым привлекательным инструментом среди бумаг с фиксированной доходностью с ожидаемым доходом около 25% на горизонте следующих 12 месяцев.
Александр Фетисов предупреждает, что геополитические риски, если они реализуются, могут негативно отразиться на долговом рынке: «Усиление санкционного режима и снижение курса рубля могут ослабить влияние жесткой денежно-кредитной политики на инфляцию, что может привести к изменению прогнозируемой траектории решений регулятора по ключевой ставке и к высокой волатильности длинных ОФЗ».
Опрошенные «Экспертом» аналитики говорят об аномальной кривой доходности ОФЗ — сейчас цены бумаг как с погашением около года, так и со сроком обращения свыше 5 лет котируются под доходность к погашению около 14% годовых. Обычно длинные бумаги стоят дешевле (доходность выше), поскольку в их цены закладываются непредвиденные риски и стоимость денег. Текущая ситуация говорит о том, что крупные инвесторы активно скупают долгосрочные ОФЗ. Как правило, после этого спрос перетекает в облигации «второго эшелона».
«В случае снижения ставки ЦБ до 10% кривая доходности в ОФЗ, скорее всего, придет в норму, когда доходность длинных выпусков будет выше „ключа“ (сейчас существенно ниже) и может быть на уровне 11–12%», — рассказал директор корпоративных финансов инвесткомпании «Риком-Траст» Николай Леоненков. Он также отметил, что сегмент ВДО (высокодоходные облигации низкокачественных эмитентов) торгуется почти в 2 раза дороже «безрисковых» доходностей ОФЗ при «норме» 1,5 к ставке ЦБ.
Если же кривая ОФЗ «придет в норму», то есть долгосрочные бонды будут торговаться выше ставки ОФЗ, то заработать по ним обозначенные 50% прибыли не получится. Однако в любом случае обязательства Минфина и аналогичные облигации высококлассных эмитентов остаются привлекательными и не уступающими по потенциалу роста рынку акций.
Николай Леоненков считает, что сейчас долговой рынок стал «тихой гаванью» для инвесторов. С ним согласен и старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Михаил Селезнев, который заявил «Эксперту», что «рост котировок ОФЗ на фоне негатива по другим активам говорит о том, что рынок начал воспринимать госдолг РФ как относительно безопасную и предсказуемую инвестицию». Он отметил, что котировки долговых инструментов будут поддерживать ожидания дальнейшего снижения ключевой ставки, а также избыток ликвидности, из-за чего банки и институциональные инвесторы охотно размещаются в госдолг. При этом реальная доходность (номинальная минус инфляция) облигаций даже при неоптимистичном развитии событий останется положительной.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag