Борис Коробец: «Главная компетенция — умение работать в неопределенности»

Ректор ДВФУ — о том, почему образование является важным экспортным товаром

Фото: Wikipedia Commons
Дальний Восток уже больше века тесно взаимодействует со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, возводя мосты  как физические, так и дипломатические. Создание 12 лет назад по инициативе президента РФ Владимира Путина Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) придало импульс экспорту образования в этом регионе. «Эксперт» на полях Восточного экономического форума побеседовал с ректором ДВФУ Борисом Коробцом о студенческих обменах, прорывных образовательных программах и укреплении взаимопонимания между странами АТР.

— Как бы вы разъяснили суть выражения экспорт образования?

— Экспорт образования — довольно сухие бюрократические слова. На самом деле это гораздо больше, чем просто обмен студентами, которые учат языки и получают, например, двойные дипломы. Это задача формирования единого пространства, в котором люди мыслят одинаково, разделяют ценности друг друга. Понимают, что завтрашний мир они будут строить плечом к плечу во имя общих задач и достижения единых целей.

Можно ли это выучить за партой? Не могу сказать, что нельзя. Но это очень сложно. Этого можно достичь только в реализации совместных проектов, когда ребята решают задачи, которые будут и сегодня, и завтра в будущем наших стран. Каждый день, каждым своим знакомством, каждым проектом, создавая мостики между странами, объединяя культуры, учась понимать друг друга. Благодаря нашему историческому опыту мы обладаем очень хорошей базой для партнерства. У нас пять филиалов в странах Азии, единственный в Японии филиал среди всех российских университетов, у нас работают иностранные ученые и учится значительное количество иностранных студентов. Мы создаем для них среду, которая привлекает их на Дальний Восток, на остров Русский.

Сегодня мы открыли Российско-Азиатский факультет — это новое сетевое пространство образовательных технологий с четырьмя странами: Таиланд, Индия, Китай и Вьетнам. Мы подписали совместную образовательную инициативу с пятью топовыми вузами из этих стран в полной уверенности, что каждый студент будет вместе учиться решать общие задачи в единых проектных группах, они будут обогащать друг друга научными, образовательными школами, отношением к жизни, философией. Главная миссия — сделать так, чтобы люди из других стран любили и уважали Россию, уважали интересы нашей страны и относились к ним, как к своим собственным. Только в такой постановке задачи возможно будущее и жизнь, основанная на взаимоуважении.

— Этот факультет будет на территории ДВФУ?

— Центр его находится здесь, на острове Русский. Но это, скорее, идеологический, мозговой центр. Он рассредоточен по ведущим университетам четырех стран, где точно так же совместно, на базе представительств, реализуются образовательные программы, осуществляются обмены. И я уверен, что это только начало. Мы сегодня сделали только первый шаг на «дороге длиной в 10 тысяч ли». Но я уверен, что и другие страны и университеты присоединятся к этой инициативе.

— Чему будут посвящены его программы  культурологии, истории или техническим специальностям?

— Мы объединяем ведущие инженерные школы — дальневосточную и индийскую, чтобы работать над прорывными совместными образовательными проектами. Вьетнам — это подготовка международников, вьетнамистов здесь и во Вьетнаме. Таиланд — это международная экономика, международный бизнес. Китай — инженерное направление, а также очень важное сегодня направление в области туризма. Потому что от того, как ты рассказываешь про свою страну, как ты показываешь ее с самой лучшей стороны, зависит, влюбится ли в нее человек или просто оставит флажком на карте с кучей фотографий. Наша задача — чтобы в Россию влюбились.

Механика такая: ребята учатся здесь семестр, потом уезжают туда, потом едут либо в другую страну, либо возвращаются обратно. Наша задача сделать так, чтобы они во время процесса обучения изучили как можно больше аспектов культур, подходов тех стран, с которыми мы выстроили эту образовательную модель. Чем больше они будут чувствовать разнообразие, понимать и уважать интересы других стран, тем прочнее будет взаимопонимание в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— Какие у вас планы по приему на эти факультеты? Есть какая-то специальная квота?

— Я считаю, что в таком деле не может быть квот, что в таком деле самое главное — качественная реализация. Мы запустили проекты по модели 2+2. Для меня это предмет особой гордости, потому что я выпускник кадрового резерва в области науки, который был реализован по поручению президента Владимира Путина. На этой программе кадрового резерва я этот проект вместе со своими коллегами защищал.

В чем его смысл? Два университета из двух стран, которые обеспечивают совместную подготовку, в обязательном партнерстве с двумя бизнес-компаниями (с нашей и с той стороны) работают над совместными проектами с четким пониманием, что ты выполняешь не какие-то абстрактные, а совершенно понятные и сформулированные задачи — те, что тебе ставит индустриальный партнер. Студенты понимают, зачем они выбирают эти направления. Не только с точки зрения того, что им интересно со страной познакомиться, но и потому, что в дальнейшем бизнес-проекты будут реализовываться вместе с крупными индустриальными партнерами в наших странах. У нас учатся 5 тыс. иностранных студентов. Это 25% от всего контингента, и это потрясающий результат. Мы его раньше даже предположить не могли. Теперь мы поставили задачу [довести число иностранцев] до 7,5 тыс. или даже 8 тыс. человек. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Каждый из этих ребят должен по-настоящему почувствовать вкус этого образования. И главное, повторюсь, — понимать и уважать страну, в которой он находится.

— То есть цифры по приему будут зависеть во многом от запроса со стороны экономики и бизнеса?

— Большинство из этих ребят учатся за счет своих средств. Они выбирают университет, вкладывая туда свои ресурсы или ресурсы компаний, которые обеспечивают выполнение данных образовательных проектов. Ребята «голосуют ногами». Они подтверждают, что им здесь нравится, раз они приезжают сюда за свой счет. Это общая задача формирования будущих партнерских отношений между нашими странами через людей. У экспорта образования ведь еще одна задача — формировать бюджет нашей страны за счет того, что мы хорошо умеем делать. А мы умеем хорошо учить.

— У нас есть несколько вузов, которые уже 200 с лишним лет очень известны на мировом уровне — МГУ, СПбГУ, Академия художеств и др. ДВФУ очень популярен в России и, наверное, в странах СНГ. Но на мировом уровне такой узнаваемости бренда пока нет. Как вы привлекаете и собираетесь привлекать иностранных студентов, в том числе на ваш новый факультет?

— Очень правильный вопрос. То, как ты чувствуешь себя в международных рейтингах, или то, как к тебе относятся, — очень важный фактор при выборе студентом [того или иного] университета. Есть ребята, которые могут поступить в очень достойный китайский университет или в серьезный пул международных вузов с очень хорошим именем. Но они выбирают Дальневосточный федеральный университет. Почему? Не благодаря 200-летней истории, а за счет четкого понимания, как взаимодействуют бизнесы наших стран в рамках конкретных совместных проектов.

Мы не только выстраиваем мосты между российскими компаниями, но и помогаем им наполниться молодой кровью, горящими глазами, которые завтра будут реализовывать проекты и со стороны России, и со стороны этих стран. За каждой образовательной программой стоит реальное бизнес-партнерство. Это сегодня главный залог успеха.

А будет получаться или нет — проверить очень просто. Если количество ребят, которые приезжают, и их «качество с точки зрения входных критериев» будет расти, значит, мы сделали правильный выбор. Последние три года моей работы подкрепляют уверенность, что мы идем правильной дорогой. Иностранных студентов здесь было чуть больше тысячи человек три года назад, сейчас их 5 тыс. А работать над репутацией нужно всегда.

— Как это выглядит «на земле»? Допустим, ребенок оканчивает школу и вместе с родителями думает о том, куда поступать. Они смотрят рейтинги топовых вузов по этой специальности или просто понимают, что Huawei — перспективная компания и что востребованным в Huawei специальностям учат в ДВФУ, и поэтому идут к вам?

— Бывает по-разному: кто-то изучает рейтинги, кто-то [приходит] по сарафанному радио, а у кого-то уже учились родные и близкие. В Китае, например, мы открыли 15 школ, где учат русскому языку по методикам наших преподавателей. Они изначально с обучения в этих школах начинают впитывать и понимать, что такое наш университет и зачем к нам ехать.

Бизнес-интересы, изучение русского языка, русской культуры — это аспекты, позволяющие как можно шире объять рынок иностранных клиентов. А там каждый сам для себя выбирает, каким путем двигаться. Мне кажется, это единственное правильное решение. Но про репутацию вы правы: она так и заслуживается.

— У нас с этого года запущена новая система национальных проектов. С одной стороны, есть нацпроект «Кадры», внутри которого федпроект «Профессионалитет», призванный переформатировать подход к подготовке кадров. С другой стороны, есть нацпроекты технологического лидерства. Это новые отрасли, под которые кадры в стране в значительной степени еще не созданы, не сформирована инфраструктура. Как вы с этим работаете?

— Для нас это очень важный вызов, потому что одна из стратегических ставок, ключевых для университета, — биотехнология и биоэкономика. Это крайне важно, потому что это вопрос продовольственной безопасности и многое другое, от чего зависит жизнеобеспечение нашей страны. В биоэкономике нет якорного лидера, такого супергиганта, который бы эту отрасль формировал. Это большое количество компаний, каждая из которых выполняет свою задачу. Причем очень достойно.

Мы создали передовую инженерную школу. Это одна из трех передовых инженерных школ в стране, посвященных биоэкономике и биотехнологии. Создавая ее, мы пытались ответить на вопрос: «Каким должен быть передовой инженер будущего? Чем он будет отличаться от инженера прошлого? Насколько инженер прошлого плох?» Потому что всё, что мы с вами имеем, было создано в советской инженерной школе. Поэтому язык не повернется назвать его плохим — это великие люди, которым мы благодарны. Но главный вопрос: какие компетенции и навыки должны быть у людей, которые будут создавать новые отрасли?

На мой взгляд, одна из крайне важных компетенций сегодня — умение работать в неопределенности, не идти по установленному регламенту, а принимать решения с учетом быстро изменяющихся условий. И работать в международных коллективах, решать общие задачи, уважая друг друга, слыша друг друга, понимая менталитет друг друга. Потому что, когда ты работаешь в объединении культур, школ, навыков, ты становишься сильнее.

Это неформализованные знания, это опыт, когда ты чувствуешь другую школу. Но ты доверяешь ей и делаешься сильнее — точно так же, как ты сам обогащаешь другую школу. Мне кажется, сегодня одно из главных качеств, которые нужно развивать, — умение вместе выполнять общие задачи, уважая друг друга, вне зависимости от того, на каком языке ты говоришь.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Мнения,
Что правительство делает для развития ГЧП
Как меняется механизм партнерства государства и частного бизнеса
Мнения,
Как преодолеть негативные тренды в экономике