Владимир Солодов: «Ставим задачу — возобновить прямое зарубежное авиасообщение»

Губернатор Камчатского края — о транспорте и энергобезопасности

Фото: Кирилл Зыков/РИА Новости
Камчатка — лидер по вылову лососевых, но, чтобы не потерять этот статус, необходимо активно обновлять рыболовецкий флот. О том, как решаются проблемы с судами, а также о повышении доступности внутренних авиаперелетов и предстоящем переводе котельных с мазута на газ в интервью «Эксперту» рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ-2025).

— Камчатка — рыболовецкий регион. Каковы дальнейшие планы по развитию флота и хватает ли уже построенных судов?

— Действительно, для нас основная отрасль — рыболовство, рыбоперерабатывающий комплекс, а для страны Камчатка — главный рыбодобывающий регион. Немного цифр: в этом году в Сибири, на Дальнем Востоке поймано 300 тыс. т лососевых видов рыб, из них Камчатка добыла 250 тыс. То есть в целом мы основной игрок на этом рынке.

Для нас рыба — аналог хлеба, на ней построена вся экономика и повседневная жизнь. За последние годы произошли качественные изменения в этой отрасли в первую очередь благодаря огромным инвестициям. Более 100 млрд руб. вложено в современные рыбоперерабатывающие заводы, флот. И сегодня «рыбалка» разрушает сложившийся стереотип. Добывающий флот — это современные «плавучие компьютеры», которые обеспечивают эффективность промысла и добычу полезных водных биоресурсов, доставленных на берег без повреждений, а значит, качественный продукт к нашим столам.

Достаточно ли флота? Пока нет, потому что программы строительства еще в процессе и мы, скорее, пока только сдвинули этот камень с горы. То есть пошло обновление, но его нужно поддерживать, продвигать. На Камчатке никогда, даже в советское время, не было судостроения. Сегодня мы построили уже шесть новых судов. Да, пока это малые суда — рыболовецкие сейнеры. Но они уже эффективны и показывают хороший результат. В том числе с точки зрения создания технологичных рабочих мест, привлечения кадров.

Еще одна новая тенденция, которую наблюдаем с этого года, — растущий интерес ребят, выпускников к профессиям, связанным с морем, судовождением и рыбным промыслом. Молодежь увидела эти красивые современные суда и заводы, поверила в то, что это интересно, поучаствовала в студенческих отрядах на береговых заводах.

На некоторых заводах у нас больше половины вахтовых работников были именно студенты. Ребята оценили достойную работу и многие потом решили себя реализовать в этой профессии. Это залог устойчивого развития, потому что лучшие кадры решают всё во всех сферах.

Что в будущем? Нам важно сейчас закрепить участие рыбаков в социально-экономическом развитии региона на качественно новом уровне. Сегодня в рамках перезаключения договоров на пользование рыболовными участками на добычу лососевых видов рыб мы видим, что на следующие 20 лет рыбаками документально гарантируется и будет обеспечен очень серьезный вклад, который позволит преобразить прибрежные поселки, усилить программы доступной рыбы для наших жителей, увеличить долю местных кадров в рыбной промышленности. И в комплексе это даст отдачу с точки зрения налогового эффекта для нашего бюджета и для бюджетов других рыболовных регионов.

— Рассчитываете ли вы при обновлении и расширении флота на государственные субсидии или регион справляется своими силами?

— Базовая программа, которая работает, — это квоты под инвестиции (так называемые квоты под киль. — «Эксперт»), когда квоты на добычу водно-биологических ресурсов распределялись в обмен на инвестиционные обязательства. Она свой эффект дала: произошло хорошее обновление флота и производственной базы. Дальше нужно продолжать, но одновременно подстраивать программу под текущие реалии. К сожалению, мы видим определенную задержку в строительстве судов со стороны верфей, есть «зависшие» проекты и у нас на Камчатке.

«Виктор Гаврилов», например, достаточно сложной судьбы судно, которое строится на заводе «Янтарь», — самый крупный рыболовецкий супертраулер. Уже несколько лет, к сожалению, буксует эта стройка. В целом нам, конечно, нужно анализировать потребности. Сегодня мы видим острую потребность в логистических, холодильных мощностях, модернизации портовых мощностей, а также в судоремонте. Мы уже начали обновление судоремонта благодаря господдержке и льготному финансированию. Но я хочу выходить сейчас с инициативой эти программы расширить.

В частности, строительство сухих доков, больших промышленных конструкций невозможно без дополнительной целевой поддержки. Буду предлагать именно для строительства доков под судоремонт такую поддержку оказывать, потому что она необходима Дальнему Востоку. Это острая потребность ввиду сезонного воздействия и чистой географии. Потому что «ходить» с Камчатки к нашим соседям в Китай или Корею для судоремонта экономически нецелесообразно: нужно ремонтировать там, где осуществляется промысел. Поэтому одно из моих предложений на Восточном экономическом форуме — обеспечить по линии Минпромторга целевую поддержку создания сухих доков для ремонта.

— Каковы итоги путины в этом году?

— Итоги подводить рано: основная лососевая путина завершена, но продолжается белорыбица, минтаевая путина, а осенняя путина еще впереди. По лососю мы обеспечили добычу 250 тыс. т, прогноз по добыче был 200 тыс. т. То есть неплохой улов после провального 2024 г. Я подчеркну, что Камчатка остается основным игроком на рыбном рынке.

— Камчатка — один из самых удаленных регионов в стране. Как идет работа по переходу на «плоские» авиатарифы не только в сообщении с Москвой, но и с соседними регионами?

— Во-первых, хочу подчеркнуть, что сама программа «плоских» тарифов (продажа билетов по фиксированным тарифам, не меняющимся в течение года. — «Эксперт») оказала колоссальный положительный результат на качество жизни. Потому что сегодня Дальний Восток не чувствует себя оторванным. Летом у нас каждый день летают четыре рейса. «Аэрофлот» выполняет рейсы на современных широкофюзеляжных самолетах. «Плоские» тарифы, конечно, обеспечивают эту интенсивность перемещения и ее доступность с точки зрения ценовых параметров.

Программа работает и на Дальнем Востоке. Но, к сожалению, не все точки ей охвачены. В этом году нам удалось совершить прорыв для Камчатки: мы договорились в Минтрансом России о включении в перечень субсидируемых маршрутов самого популярного — из Петропавловска-Камчатского во Владивосток. Эта программа уже работает. До сих пор ситуация была парадоксальной: полететь в Москву можно было за 18 тыс. руб., а во Владивосток — в сезон минимум 35−40 тыс. руб.

Это радикальный сдвиг, когда благодаря поддержке правительства Российской Федерации и Минтранса нам удалось такой субсидируемый новый маршрут запустить. Теперь он будет постоянным. Но мы не собираемся на этом останавливаться, новые маршруты «раскачиваем». В этом году запустили маршрут на Благовещенск — тоже хорошей популярностью пользуется прямой перелет.

Перед нами стоит задача повысить доступность внутренних перелетов: они достаточно дорогие, у нас регион большой, многие точки безальтернативно связаны только воздушным сообщением. И приоритетная для нас задача — расширение географии зарубежных рейсов, потому что у нас введен новый аэропорт. В следующем году будет завершен международный терминал, задача — возобновить зарубежное прямое авиасообщение, которое после ковида так и не было восстановлено.

— Камчатка изолирована не только территориально, но и ее энергосистема — она зависит от завоза топлива. Есть ли планы по модернизации энергообъектов и энергосистемы в целом?

— Вы правы, топливная зависимость — одна из критических как с точки зрения расходов бюджета, так и с точки зрения энергобезопасности. Сейчас, к сожалению, ввиду большой недопоставки природного газа основной источник топлива — мазут. Дорогой, неэкологичный и нестабильный. Есть несколько направлений, по которым мы реализуем работу [по развитию энергосистемы].

Первое и главное — воспользоваться преимуществом Северного морского пути, поскольку недалеко от побережья Камчатки уже создан хаб по перевалке [сжиженного] природного газа и он позволяет нам часть этого газа по специальной цене на наши нужды направить. По поручению президента для этого строится инфраструктура. «Новатэк» реализует программу строительства морской составляющей — судов-челноков и плавучей регазификационной установки. Мы готовимся к запуску всей системы и ухода от «мазутной зависимости» к 2027 г.

Следующий шаг — программа перевода котельных с мазута на газ, это позволит сэкономить не менее 10 млрд руб. в год. Это надежность энергоснабжения. Приведу простой пример: мы модернизировали за прошлые два года одну из котельных в поселке Сосновка. В этом году старая котельная мазутная была разрушена землетрясением, а мы уже запустили новый модуль на газе. Если бы своевременно не была проведена программа модернизации, получили бы чрезвычайную ситуацию с отсутствием теплоснабжения достаточно крупного поселка.

Такая программа, конечно, будет продолжаться, чтобы обеспечить надежность объектов с точки зрения устойчивости при сейсмособытиях и других вызовах стихии, которые на Камчатке нельзя исключить. К ним нужно быть готовым — это приоритет номер два. И третий приоритет — использование собственных источников энергии. Камчатка — уникальный регион. У нас, помимо привычных источников возобновляемой энергии, есть и свои — это геотермальная энергетика. На ВЭФе мы будем подписывать соглашение о строительстве следующей, второй очереди Мутновской геотермальной станции бинарного цикла.

В цифрах уже сегодня у нас почти 30% электроэнергии вырабатывается от возобновляемых источников. Мы — лидер в стране по «зеленой» энергетике. Когда достигнем планки в 40%, это будет одна из лучших позиций в мире по данному направлению. Считаю, что это принципиально важно, потому что, когда мы собственной энергетикой, тем более «зеленой», пользуемся, это лучшее решение с точки зрения закрытия наших потребностей.

— Планируется ли использовать газ «Сахалина-2» при строительстве регазификационного комплекса для СПГ?

— Логистическая схема отработана. У нас построен хаб по перевалке газа, который идет с северных месторождений. Сейчас идут переговоры между поставщиками. Наш гарантирующий поставщик — «Газпром». Понятно, что логистическое плечо Сахалина неэффективно для завоза газа, поэтому физически он будет поставляться через хаб в бухте Бечевинка — это 140 км от Петропавловска.

— Как идет подготовка к отопительному сезону?

— К отопительному сезону мы готовы, завоз топлива ритмично осуществляется. Завоз в Петропавловск — круглогодичный, поэтому здесь рисков нет.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
На ВЭФ обсудили новые механизмы привлечения инвестиций в проекты ГЧП
Видео,
Прямой эфир из студии «Эксперт.Медиа» на ВЭФ-2025
На ВЭФ обсудили строительство новых учебных заведений по концессиям