— «Аврора» прошла пятилетний рубеж с момента введения жестких ковидных ограничений, в 2020 году. Наверняка на Дальнем Востоке они еще сильнее ощущались, поскольку Дальневосточные регионы ближе к Китаю, Азии. Расскажите, как с тех пор восстанавливается авиакомпания, что удаётся сделать, что ещё пока сложно?
— Я лучше буду отсчитывать юбилей от более важной, интересной даты, которая случилась фактически 5 лет назад. Тогда накануне Восточного экономического форума за выражением «единая дальневосточная авиакомпания» появились реальные перевозки. Мы тогда запустили первые 20 межрегиональных, социально-значимых маршрутов внутри ДФО. Тогда мы впервые начали летать по маршрутам, по которым десятки лет никто уже не летал, и где люди уже привыкли пользоваться другими видами транспорта. Тогда за неполные пару месяцев мы перевезли 63 тысячи человек. Мы выполняем эту программу уже пятый год и буквально накануне этого форума мы перевезли полуторамиллионного пассажира по этой программе. Для многих пассажиров и жителей Дальнего Востока они стали настолько привычными, что они просят увеличивать частоту полетов. Эта программа успешно развивается и сейчас. Сама авиакомпания за это время тоже нарастила пассажиропоток на 50%, — если учитывать не только социально-значимые перевозки, но и магистральные, по которым мы продолжаем наше партнерство с «Аэрофлотом». Также прирос и международный сегмент: сейчас у нас уже до 20 рейсов в неделю из наших базовых аэропортов в Китай.
— Пассажиропоток «Авроры» за 7 месяцев этого года вырос на 4% по сравнению с 2024 годом, перевезено 742 тыс. человек. Каков прогноз по итогам всего года?
— Я думаю, что и по итогам года немножко увеличим трафик по сравнению с предыдущим. Предыдущие три года мы уверенно росли приблизительно по 10% в год. Это хороший рост. Я рассчитываю, что мы [закончим год- «Эксперт»] не хуже чем полугодие, и сопоставимо с тем ростом, который у нас был в прошлом году.
— Будете в плюсе по пассажиропотоку?
— Я думаю, мы однозначно будем в плюсе.
— В прошлом году «Аврора» зафиксировала небольшой убыток после прибыли 2023 года. Какие факторы сейчас влияют на экономику авиаперелетов и на финансовое состояние авиакомпании?
— Не хочется сгущать краски, но для всей отрасли сейчас серьезный вызов — это поддержание летной годности воздушных судов. Потому что у всех авиакомпаний основную часть парка составляют суда иностранного производства, по которым издержки немаленькие — и ввиду экономической ситуации, и ввиду курсовых разниц. Мы в той или иной степени успешно справляемся с этими вопросами. Все наши самолеты поддерживаются в летной годности, летают на очень хорошем уровне, не ломаются и мы спокойно, уверенно летаем. Частично смогли импортозаместить тяжелые формы техобслуживания — провели их в России. Но запчасти нам зачастую по-прежнему приходится завозить. Это сейчас оказывает самое большое воздействие на себестоимость наших перевозок. Топливо — это второй большой фактор.
— Я знаю, что «Аврора» в этом году сформулировала свою стратегии развития. Вы можете назвать основные тезисы или пункты, — на что будут ориентиры в стратегическом развитии авиакомпании?
— Действительно, появилась стратегия группы «Аврора». Это серьезный, большой документ с экономическими выкладками. Коротко рассказать о ней я не смогу, потому что охватить это сложно. Но можно назвать ее краеугольный камень. Нас называют единой Дальневосточной авиакомпанией и мы должны понимать, что огромный потенциально растущий сегмент перевозок, поддерживающий и другие сегменты и представляющий государственный интерес, -это сегмент региональных перевозок. Дальний Восток — это особый регион, и здесь много небольших населённых пунктов, в которых живут люди, из которых людям необходимо регулярно путешествовать, держать регулярную связь с административным центром их области, края, республики. На таких направлениях никогда не будет огромного пассажиропотока, поэтому воздушного судна вместимостью около 20 человек — вертолета или небольшого самолета — вполне достаточно для этого направления. Это сегмент местных перевозок. Еще есть сегмент региональных перевозок, для обслуживания которого нужно судно вместимостью 60−70 человек. Именно в этих сегментах сейчас есть огромный потенциал для роста, огромный спрос, который необходимо удовлетворить. Наша авиакомпания видит свою миссию в том, чтобы привлечь больше внимания к ним, в «расшивке» всех проблемных мест.
— В этом сегменте, наверняка, еще есть сложности с обслуживанием аэродромов, так как они маленькие?
— Вы правильно видите весь комплекс проблем. Здесь и наземную инфраструктуру нужно подтянуть, потому что на многих из этих направлений самолеты летают сейчас раз в месяц. Вы представляете, что такое жить в населенном пункте, где ты можешь добраться до большой земли, до административного центра с комфортом и удобствами, которые предполагают наше время, раз в месяц? Это немыслимо. Нужно подумать именно об этих людях, поднять качество их жизни.
— Вчера вы подписали соглашение с ВТБ, которое касается упрощения международных расчетов. Также речь идет о финансировании банков инфраструктурных программ авиакомпании. Можете расшифровать, о чем идет речь?
— Нам по рейсам за границу необходимо проводить международные платежи, и для обслуживания импортных самолетов требуются импортные запчасти, что тоже предполагает международный расчет. Самим пассажирам тоже иногда нужно поменять билет, оплатить какие-то дополнительные услуги уже в путешествии. Поэтому мы должны предоставлять им соответствующий сервис и обеспечить платежную поддержку всех наших операций. Поэтому мы заинтересованы во всех передовых банковских инструментах. Что касается инвестпрограмм — у нас большие планы по развитию флота, ведь мы ждем поставки российских воздушных судов. Все это предполагает рост инвестиционных расходов. Поэтому мы надеемся на партнерство с госбанками. Как только конкретные переговоры закончатся, как станут понятны сроки поставки воздушных судов, — будем объявлять.
— Вчера также было подписано соглашение с ГТЛК о будущей поставке вам трех региональных Ил-114-300. Но насколько я помню, раньше речь шла о бОльшем количестве. Почему сократили эту программу и есть ли предположения, на какие направления эти Илы встанут?
— Это не соответствует действительности, что мы сократили программу. Но соглашение по трем «Илам» мы действительно подписали. Это не отменяет поставку и остальных самолетов, о которых мы говорили. Получив три, затем мы увеличим [объем закупки — «Эксперт»], надеюсь, самолетостроители к тому времени тоже их построят. Ил — это тот самый удобный самолет, который может уверенно возить на маршрутах, где необходима вместимость 60−70 человек. Мы рассчитываем, что это судно будет проще в обслуживании, потому что [у него — «Эксперт»] будут российские запчасти. Сейчас мы выполняем подобные маршруты на Bombardier Dash 8Q-400 (70 пассажирских мест). Соответственно, заменив эти самолеты [на российские — «Эксперт»], либо добавив количество маршрутов и какое-то время летая параллельно на двух типах воздушных судов, мы сможем обеспечить растущий пассажиропоток.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag