Глава Союза бухгалтеров и налоговых консультантов, основатель компании Biznesinalogi
Определение даты признания дохода
Первая серьезная проблема — до сих пор не урегулирован вопрос, какой датой признавать полученный селлером доход. От этого зависит, в каком налоговом периоде будет учтена выручка и когда возникнет обязанность по уплате налога.
В официальных письмах ФНС, имеющих разъяснительный, а не нормативный характер, есть мнение о том, что моментом признания дохода считается поступление оплаты от покупателя маркетплейсу. А в разъяснениях Минфина, также не являющихся нормативными документами, встречается позиция, что доход надо признавать на момент поступления средств на расчетный счет селлера. Это же предписывает и сам Налоговый кодекс, который обязывает при УСН использовать кассовый метод (то есть по факту поступления денег). Однако на маркетплейсе деньги от покупателя проходят через счета площадки, а не напрямую продавцу. А законодательно этот нюанс никак не урегулирован, что создает неопределенность.
Если четко не зафиксировать момент формирования налоговой базы, это приведет к ошибкам в декларациях (недоплате или переплате), а затем к штрафам и пеням. Еще хуже, если из-за разницы в трактовках доход ошибочно будет отнесен к другому году: предприниматель может формально превысить лимит выручки по УСН и перейти на общую систему налогообложения (то есть ему придется заплатить еще и налог на прибыль), что катастрофично для маржинальности.
Ловушки НДС при «обратной реализации»
Вторая серьезная проблема возникает у продавцов, которые продают товары за рубеж (Беларусь, Казахстан и др.) и применяют пониженные ставки НДС (5% или 7%) без права на вычеты. Хотя изначально эти ставки выглядят привлекательнее стандартных 20% (где можно вычесть «входной» НДС), на практике может оказаться наоборот.
В чем ловушка? При продажах в страны ЕАЭС маркетплейс сначала выкупает товар у продавца, а уже потом перепродает его конечному покупателю в другой стране. Если покупатель из другой страны возвращает товар, площадка оформляет это как «обратную реализацию», то есть, по сути, продает обратно самому продавцу. А закон не позволяет продавцу принять к вычету НДС, уплаченный при обратной покупке своего же товара. Поскольку для режима 5% или 7% вычеты не предусмотрены в принципе.
Если таких возвратов накапливается много, с одного и того же товара НДС приходится платить дважды, а иногда и трижды. В итоге бизнес оказывается в минусе: налог платится за то, что по факту не было реализовано.
Непрозрачность отчетности
Селлеры, которые работают с маркетплейсами, жалуются, что документооборот и отчетность затруднены. Не все площадки выдают акты сверки, документы не всегда корректны, отчеты приходят с задержкой, разбиваются по неделям и не дают четкого понимания итогов на конец квартала. Попытки получить разъяснения или сверить расчеты зачастую не приводят к результату. Продавцы вынуждены самостоятельно сопоставлять данные и часто находят расхождения.
С этой точки зрения взаимодействие с налоговыми службами прозрачнее и понятнее. Налогоплательщик может официально обжаловать решение и получить ответ в установленный срок. Попытки же решить проблему со службой поддержки маркетплейса, по словам селлеров, зачастую превращаются в формальность, а спорные ситуации обычно решаются в пользу площадки.
Особую остроту эта проблема приобретает в случае некорректной передачи данных маркетплейсом в ФНС при камеральных проверках. Если налоговая увидит расхождения, то не только доначислит налог и пени, но и наложит штраф. А доказать ошибку маркетплейса продавцу может быть очень сложно из-за несвоевременной и шаблонной реакции служб поддержки.
Такие ситуации ставят под сомнение саму техническую и организационную способность маркетплейсов своевременно и точно исполнять функции налогового агента.
Комплексный налоговый учет
Важно сказать и о системном конфликте, который может породить передача маркетплейсам функций налогового агента без качественной проработки всего механизма. В России налоги рассчитываются с общей налоговой базы по всем видам деятельности бизнеса. Если предприниматель продает и на маркетплейсе, и в офлайн-магазине, а еще и оказывает какие-либо услуги (сборка, установка и т.д.), налоги платятся по совокупности всех доходов и расходов. Автоматическое удержание налога только с операций через маркетплейс, без учета других направлений деятельности, может привести к ошибкам, двойному налогообложению или, наоборот, к недоплате.
Особенно остро это проявится, если у предпринимателя есть расходы или убытки по другим видам деятельности, которые должны уменьшать общую налоговую нагрузку.
Контроль со стороны налогоплательщика
Еще один важный момент — согласие самого продавца на перечисление налога маркетплейсом на его Единый налоговый счет (ЕНС). Сейчас ЕНС — это общий «котел», куда поступают все налоговые платежи, а списания происходят на основании деклараций и уведомлений.
У каждого предпринимателя могут быть свои особенности учета, зачеты, переносы убытков или иные нюансы, влияющие на итоговую сумму налога к уплате. Если по итогам налогового периода предприниматель оказался в убытке, автоматическое удержание налога может привести к избыточным платежам. В мировой практике подобные механизмы реализуются только при четком согласовании с налогоплательщиком, чтобы избежать ошибок и конфликтов интересов.
Системный подход
Сделать маркетплейсы налоговыми агентами — логичный шаг с точки зрения работы с налогоплательщиком. У нас есть достаточно успешный опыт сервиса «Яндекс.Такси», который, по сути, добровольно взял на себя роль агента по НДП для водителей-партнеров. Однако этот опыт принципиально отличается от обсуждаемой модели. Во-первых, водитель сам выбирает, переходить ли на режим с автоматическим удержанием через сервис, а, во-вторых, расчет налога (4% или 6%) не зависит от других видов деятельности. Кроме того, отсутствуют товарные операции, которые кардинально усложняют картину для маркетплейсов.
Поэтому, пока не решены перечисленные выше вопросы, говорить о передаче функций налогового агента маркетплейсам рано. Данные аспекты не требуют написания отдельных законов и вполне могут быть урегулированы путем внесения поправок в действующее законодательство.
Ключевое условие, если всё-таки будет принято решение о наделении маркетплейстов новой функцией, — полная прозрачность и контроль продавца за процессом. Важно, чтобы предприниматель был защищен от ошибок со стороны платформы: мог видеть детализацию всех удержаний, имел возможность сверить суммы и при необходимости оперативно корректировать данные до перечисления налога.
Без этих условий автоматизация налоговых удержаний может привести не просто к росту числа споров и ошибочных платежей, а к потере доверия к налоговой системе в целом.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag