к.ю.н., заместитель начальника Экспертного управления президента РФ, ответственный секретарь межведомственной рабочей группы по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ
Партнерство на платформе
Цифровые платформы — это пример неформализованного справедливого и прозрачного государственно-частного партнерства. Нет платы концедента и заданных заранее обязательств концессионера, нет необходимости распределять риски сторон и сравнивать преимущества. Своей логистикой и инфраструктурой платформы, по сути, связали в стране производителей, предпринимателей и потребителей, попутно развив обеспечивающие такую сеть сферы. Причем сделали это не по поставленной государством задаче, а самостоятельно — в процессе своего естественного роста.
Такое партнерство и точки соприкосновения можно найти практически везде. От использования ресурса товарных платформ для развития и поддержки предпринимателей (в том числе за счет синергии с государственными инструментами), а также легкого встраивания в экспортные цепочки до потенциала их использования в государственных закупках: выстроенная логистика с охватом всей страны, сокращенные сроки поставок, прямой доступ от производителя к заказчику без посредников, сокращение транзакционных издержек и рутинных процедур для продавца и покупателя.
Государство может эффективно использовать отечественные платформы, чтобы встраивать зарекомендовавшие себя технологические модели в механизмы регулирования общественных отношений
Платформы — это в первую очередь работа с большими данными, их агрегация и анализ. Эти данные — помощник государства в понимании жизни общества, социальных трендов и проблем, точек экономического роста и пространственного развития. Сбор и востребованность государством этих данных, в том числе для оценки параметров развития экономики, являются одним из актуальных вопросов ближайших обсуждений.
Платформы — эффективный инструмент повышения производительности труда. Они стремятся максимально замкнуть на себе транзакционные издержки пользователей и партнеров.
Масштабируясь, платформы подводят под одну черту все общие знаменатели разнообразных типовых запросов, функций и направлений: анализ и выбор рынка сбыта, подбор мер поддержки, определение подходящего по условиям банка и страны для экспорта, логистика, бухгалтерия, взаимодействие с госорганами — всё, что, кроме узкой профильной деятельности, примерно одинаково у всех компаний отрасли.
Это мягко приучает пользователей и партнеров платформ к «бережливости» и эффективности. Востребованы комплексные наборы решений для выполнения больших задач, а монофункциональные сервисы уже вызывают отторжение. И это тренд не только среди участников экономических отношений, но и в государственных подходах, например переход к проактивному предоставлению комплекса услуг по жизненным ситуациям.
Цифровые сценарии
11 ноября в пространстве национального центра «Россия» прошел «День платформенной экономики». На этом мероприятии отмечалось: в современных реалиях мы сталкиваемся с фактом, что наша каждодневная жизнь выстроена внутри совокупности индивидуально востребованных цифровых платформ, образующих в целом одну большую экосистему.
Платформы наполнены готовыми сценариями, а с помощью ИИ-агентов помогают и пользователям, и работающим на платформах партнерам. Удобство и охват предоставляемых ими сервисов позволяют пользователям с минимальными усилиями и в то же время качественно перейти из онлайна в офлайн (от обучения до впечатлений). Участникам, которых сводит платформа, не нужно тратить время на сравнение, прогнозирование и иной анализ — платформа уже предложила лучшее решение. Это, конечно, можно расценивать как подмену самостоятельного выбора, но в то же время это уже современная реальность, и менее продвинутые сервисы вместе с их пользователями постепенно будут вынуждены сменить и модель бизнеса, и модель поведения.
Вспоминается, что еще совсем недавно для покупки товара или билета нужно было ехать из области в административный центр к определенному времени и без гарантии приобретения искомого. Сейчас же любой житель самого дальнего уголка страны при наличии мобильного телефона и интернета может приобрести это в считаные минуты.
В этом контексте нужно акцентироваться на вопросе, который был поставлен перед нами главой государства на пленарном заседании XXVIII Петербургского международного экономического форума, — «сделать так, чтобы позитивные технологические изменения распространялись повсеместно, чтобы новые цифровые, технологические решения были доступны, позволяли странам и регионам, городам выходить на новый уровень развития, прогресса, подниматься вверх, добиваться того, чтобы эффект от технологического прорыва приносил благо, пользу всем, включая изменение структуры общества, снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также равные возможности для каждого человека получить знания, которые помогут ему раскрыть свой потенциал. То есть чтобы был реализован фундаментальный принцип — принцип справедливости».
Права и обязанности
Обсуждая вопросы регулирования всех обозначенных выше явлений, следует вспомнить структуру римского права, в котором существовали как нормы закона, так и нормы морали, справедливости (а чувство справедливости всегда было присуще гражданам нашей страны). Нормы морали влияли на юридические решения и часто определяли их окончательное направление.
Работа над законом «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» и Меморандумом о добросовестных практиках цифровых платформ позволила выстроить систему регулирования, заключающуюся в дополнении законодательных требований добровольными обязательствами платформ.
Существенная часть таких обязательств и ранее выполнялась платформами, поэтому отражена в качестве принятых и соблюдаемых. Ряд обязательств прописан впервые. Выделены правила поведения платформ, которые либо в принципе не могут быть переложены в правовые нормы, либо гибкость которых в целом нецелесообразно регламентировать на уровне закона. И наоборот — обозначены правила поведения, которые потенциально могут быть перенесены в нормативные акты. Помимо этого, закреплены обязательства по более раннему выполнению большинства требований принятого закона, вступающего в силу с октября будущего года.
Такой подход к самоорганизации платформ содержит в себе элементы саморегулирования, но не в классическом законодательном понимании этого института, а в контексте лучших добросовестных клиентоориентированных практик, в которых конкурируют платформы, повышая уровень доверия к своим сервисам.
Регулирование цифровых платформ — это постоянный диалог в поиске баланса между жесткими правилами, самоорганизацией и моделями поведения крупных игроков
При этом платформами крайне востребовано свое место в системе регулирования, чтобы встроить свои сервисы в общую систему отношений и стать ее полноценным участником.
Руководствуясь поручением главы государства о формировании новой национальной модели торговой деятельности, вырабатывается комплексный подход к регулированию, цель которого устранение дисбаланса в розничной и онлайн-торговле за счет равноправного и конкурентного использования инструментов платформенной экономики.
На первый взгляд несложная задача при ближайшем рассмотрении обрастает многочисленными вопросами к важнейшим деталям и влечет за собой пересмотр системных подходов к оценке уровня конкуренции и монополизации. Например, расчет доли рынка, учет в ней онлайн-сегмента и ПВЗ, распределение налогов между местом регистрации платформы и конечными точками получения товаров, а также многое другое. В итоге в ближайшем будущем возникнет вопрос о новой национальной системе развития конкуренции. Новые реалии таковы, что первичен платформенный сервис, а вопрос регулирования его особенностей и встраивания в общую модель вторичен.
В вопросе защиты прав участников электронной коммерции, помимо очевидной защиты потребителей, достаточно быстро появился акцент на защите предпринимателей — от растущих недобросовестных потребительских практик, а также фрод-практик со стороны конкурентов. Детально зарегулировать такие вопросы затруднительно. Однако с этим могут бороться сами платформы, используя большой объем данных о поведении пользователей. Притом что со стороны государства могут быть заданы лишь рамки такого подхода.
Практика регулирования
Там, где нет гибкого регулирования, нет и позитивной правоприменительной практики, в первую очередь для пользователя. Задача государства — двигаться синхронно с платформами в их технологическом развитии, а не догонять, сначала запретив, а потом пытаясь встроить востребованный сервис в неподходящую систему регулирования или в целом отрицать положительные эффекты и необходимость донастройки под них такой системы.
Учитывая, что платформизация стремительно пронизывает все большее число социально-экономических отношений, в ближайшее время придется подстраивать под эту форму все отраслевое законодательство
В каких-то направлениях, например в торговле, это понятно и исполнимо, в других, например при использование платформ электронной коммерции в государственных закупках, это сложно встраиваемо (в том числе исходя из необходимости соответствия дополнительным обязательным требованиям и стандартам качества).
При этом все составляющие нового технологического уклада связаны и развивают друг друга. Выступают мощной движущей силой, меняющей, в свою очередь, социально-экономический уклад общества. Так, например, потенциальное уменьшение числа курьеров и непрекращающееся снижение транзакционных издержек заставляют активнее развивать, например, доставку роверами и дронами.
Нужно вернуться к пониманию, что гибкость регуляторики и ее клиентоцентричность — залог качественного социально-экономического роста. Страны, которые жесткой регуляторикой будут тормозить востребованное перестроение сфер на платформенные рельсы, потеряют драйвер новой мировой технологической экономики и непременно отстанут. При этом государству нужно создавать условия не только для развития отечественных платформ внутри страны, но и для их выхода на рынки зарубежных стран.
Задача государства — помогать цифровым платформам развиваться, использовать их технологические преимущества, развиваться вместе с ними и делать друг друга сильнее, консолидируя усилия в глобальной конкуренции.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag