Заместитель председателя ВЭБ.РФ:
Один из стратегических приоритетов ВЭБ.РФ до 2030 года — технологическое лидерство. Партнерство государства и бизнеса может служить инструментом решения таких задач. Здесь я вижу три наиболее ГЧП-емких направления: это космос и промышленность в широком смысле, а также IT-сфера. Мы в ВЭБе профинансировали с использованием «Фабрики проектного финансирования» первое в стране ГЧП в сфере IT («Честный знак») и понимаем, что инструмент партнерства позволяет работать с распределением нетипичных рисков. Это, безусловно, актуально не только для IT, но и для космических проектов, и, конечно, для сложных промышленных.
Член правления ВТБ:
Системным барьером, который сдерживает рост инвестиций, является сама природа этих проектов. Они характеризуются высокими первоначальными затратами, длительными сроками окупаемости, а главное — несут в себе повышенную технологическую и рыночную неопределенность.
Государство способно нивелировать три ключевых типа рисков: регуляторный (гарантируя неизменность «правил игры» и обеспечивая нормативную поддержку стратегических инициатив), рыночный (гарантируя долгосрочный спрос на новую продукцию) и технологический (разделяя затраты на НИОКР в прорывных, но рискованных разработках).
Главный управляющий директор ВЭБ.РФ, гендиректор Наццентра ГЧП:
Запрос на комплексную экспертизу проектов и инициатив высокий. Пилотная оценка первого пула крупных ГЧП-проектов и концессионных соглашений уже в работе. В части оценки влияния на качество жизни людей задействуем инструментарий комплексной городской аналитики. Один из ярких примеров — инициатива по развитию аэропортовой инфраструктуры в Благовещенске. Мы видим и весомые финансово-экономические выгоды для города и региона от его реализации через инструментарий ГЧП (в сравнении с госконтрактом расчетная экономия — порядка 5 млрд руб. с учетом дисконтирования), и существенные ожидаемые эффекты для обычных семей. Как по группам показателей (например, по направлению «Мобильность» Индекса ВЭБ.РФ зафиксирован рост на уровне 2%), так и по комплексной оценке качества жизни в городе. В целом обновленная методика показала эффективность в выявлении дисбаланса рисков между публичной и частной сторонами.
Вице-президент «Газпромбанка»:
На данный момент практически отсутствует запрос со стороны регионов на проекты создания социальной инфраструктуры в рамках текущего формата ГЧП-сделок. Законодательное регулирование определяет обязательность коммерческой составляющей в проектах, устанавливая, что размер бюджетного участия должен быть меньше общего размера расходов по проекту. В 2024 году также в программу «Фабрика проектного финансирования» было включено требование к проекту о необходимости получения концессионером доходов за счет оказания услуг с использованием объекта соглашения и/или за счет иных источников, не связанных с получением бюджетных средств. Следовательно, ГЧП-инициативы социальной направленности с минимальной коммерческой выручкой и необходимостью фактически полной окупаемости за счет бюджета нуждаются в новых формах реализации проектов и финансирования.
Начальник юридического управления Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы:
В мае 2024 года президент подписал указ о национальных целях развития, согласно которому одним из приоритетов РФ до 2030 года становится достижение технологического лидерства. Реализация проектов ГЧП может обеспечить основу для развития инноваций, высокотехнологичных производств, формировать потребность в квалифицированных кадрах и развивать научно-технический потенциал города.
В августе 2024 года в законодательство внесены изменения, предусматривающие возможность заключения соглашений о государственно-частном партнерстве в отношении реконструкции частных промышленных предприятий и создания новых промышленных объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, в критически важных отраслях промышленности.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag