Эксперт ЦМАКП
Ведущий эксперт ЦМАКП
Цели технологического развития присутствовали в подобных указах президента страны и ранее. Однако эти цели предполагали в основном модернизацию (замену устаревших технологий современными) и импортозамещение (технологический суверенитет). Теперь же фактически заявлен новый уровень амбиций России в сфере технологий — переход от обеспечения технологического суверенитета к достижению технологического лидерства в отдельных приоритетных секторах.
Соответственно, новое звучание эта цель получила и в бюджетном планировании. Так, в октябре 2024 г. министр финансов Антон Силуанов при обсуждении в Совете Федерации проекта бюджета на 2025–2027 гг. наряду с задачами социального обеспечения и национальной безопасности отдельно отметил и третий приоритет — решение задач технологического лидерства и развития инфраструктуры. Это нашло своё отражение в новом перечне национальных проектов, половина из которых посвящена цели достижения технологического лидерства.
Нацпроекты технологического лидерства
В течение 2024 г. были разработаны и с 1 января 2025 г. запущены 7 национальных проектов по достижению технологического лидерства: «Новые материалы и химия», «Средства производства и автоматизации», «Новые атомные и энергетические технологии», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Беспилотные авиационные системы», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» и «Новые технологии сбережения здоровья». Реализация еще двух нацпроектов — «Космос» и «Биоэкономика» — начнётся уже со следующего года.
В общей сложности на реализацию нацпроектов технологического лидерства в трехлетнем бюджете на 2025–2027 гг. предусматривалось более 1,3 трлн руб. В значительной мере это были расходы по уже действующим государственным программам. Например, расходы по национальному проекту «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» включали расходы по государственным программам «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» и «Развитие авиационной промышленности».
В проекте бюджета на 2026 г. и плановый период 2027–2028 гг. приоритет достижения технологического лидерства зафиксирован в явном виде. В пользу этого свидетельствует значительное (более чем на 40%) повышение расходов на технологические нацпроекты — до 1,9 трлн руб. в течение трех лет (более 600 млрд руб. ежегодно). Ежегодно общие расходы на соответствующие нацпроекты будут расти значительно более высокими темпами по отношению как ко всем первичным расходам бюджета (за вычетом процентных платежей по госдолгу), так и к другим нацпроектам. Можно сказать, что несмотря на проводимую консолидацию государственного бюджета, мероприятия по достижению технологического лидерства остаются среди приоритетов и получают необходимое финансирование.
Бюджет выбирает космос
Значительные объёмы ассигнований, порядка 50% всего финансирования нацпроектов технологического лидерства, планируется направить на развитие космической деятельности. Это отражает особый статус космического проекта, который рассматривается в качестве инфраструктурного для ряда других технологических проектов и призван ускорить практическую реализацию новых решений.
Несмотря на отмеченный выше в целом положительный прирост расходов год к году, следует отметить, что за исключением «Космоса» и «Биоэкономики», расходы на остальные нацпроекты в 2026 г. сокращаются относительно прежних планов, установленных в том числе в бюджете на 2025–2027 гг.
Основная причина снижения объемов финансирования — проводимая оптимизация бюджетных расходов на фоне снижения доходов.
Бюджетные ограничения
Именно от устойчивости доходной части бюджета зависит финансовое обеспечение такой масштабной долгосрочной цели, как достижение технологического лидерства. Несмотря на значимость технологических нацпроектов для развития российской экономики, их эффективная реализация требует долгосрочного финансирования. Фактически это инвестиционные расходы бюджета. Однако в условиях бюджетной консолидации, вызванной необходимостью сбалансировать бюджет при снижении доходной части, как правило, именно инвестиционные расходы становятся основным объектом сокращений. Это обусловлено тем, что их сокращение способно дать значимый фискальный эффект, высвобождая ресурсы для выполнения первоочередных задач: обеспечение социальных обязательств и национальной безопасности.
Проект бюджета на 2026 г. и плановый период 202–2028 гг. явным образом указывает на достижение технологического лидерства в качестве одного из приоритетов. Оперативно разработаны 9 национальных проектов с планируемым опережающим ростом соответствующих расходов на их реализацию в ближайшие годы. Это свидетельствует о том, что достижение технологического лидерства является одной из основных стратегических целей государства. И в этом плане проект бюджета данной цели соответствует.
Очевидно при этом, что реализация мероприятий технологического лидерства в ближайшие годы потребует постоянного мониторинга и «донастройки» технологических нацпроектов с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Осуществить это будет непросто. Но с учетом растущей роли технологической сферы в социально-экономическом развитии России и мира в целом, будем надеяться на успешное решение этой задачи.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag