Интервью

Новые рынки — новые вызовы

Что экспортерам нужно от государства

Коллаж: «Эксперт»
Россию долгое время считали (а многие считают до сих пор) исключительно сырьевой державой. Вместе с тем наша страна поставляет за рубеж массу высокотехнологичных и стратегически важных товаров: от автомобилей до продуктов питания — на $140–190 млрд ежегодно. Глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина на одной из сессий ПМЭФ-2025 обращала внимание, что несырьевой неэнергетический экспорт — элемент «мягкой силы» и драйвер российской экономики, про который нередко забывают, считая, что экспортеры не нуждаются в господдержке. На самом деле, они ежедневно, по ее собственному выражению, «совершают большой подвиг», в том числе обеспечивая новыми рабочими местами компании-смежники. В серии авторских статей для «Эксперта» CEO компаний-экспортеров рассказали, на какие рынки они нацелены, за счет чего намерены конкурировать и каких мер поддержки от государства им недостает. Полные версии их статей опубликованы на сайте в разделе «Мнения» и в печатной версии журнала «Эксперт».
Анна Молчанова

Генеральный директор ГК Natura Siberica:

При выходе на международные рынки неизбежно присутствуют и санкционные барьеры, которые увеличивают затраты и снижают скорость доставки. Поэтому российскому производителю, конечно, легче увеличивать долю в России. Но вместе с этим мы прекрасно понимаем, что наш рынок в разы меньше, чем индийский или китайский. Поэтому, как бы ни было сложно, выходить на новые иностранные рынки обязательно нужно.

Павел Баздырев

Директор компании «Байкал Майкрофонс»:

Сейчас наш основной интерес — это развивающиеся страны. Особенно Китай, Бразилия, Индия. Там реально много движется: появляется всё больше местных студий, артистов, независимых продюсеров. Люди активно делают музыку, подкасты, видео — и всё это создает спрос на хорошее оборудование. В Китае, например, звукозапись развивается очень быстро. В Бразилии своя музыкальная культура, и она требует собственного подхода. А в Индии просто огромный рынок, который пока не перенасыщен предложением в нашем сегменте.

Владимир Крикушенко

Гендиректор ГК «Некс-Т» (бренд NexTouch):

Что касается мер господдержки, здесь важно не количество, а качество. Сегодняшние инструменты по экспорту — участие в международных выставках, субсидирование логистики и таможенных операций — действительно помогают. Но нам нужно больше внимания к сертификации продукции за рубежом, особенно если речь о сложных сегментах: медицинском, промышленном или образовательном оборудовании.

Также важны упрощение процедур выхода на зарубежные закупочные площадки, доступ к международным каналам продвижения и помощь в юридическом сопровождении сделок.

Павел Титов

Президент ГК «Абрау-Дюрсо»:

Парадоксально, но, например, в Южной Африке — стране с собственным виноделием — недостаточно игристых вин, особенно произведенных по методу шарма (вторая ферментация, в отличие от «традиционного» метода, проходит не в закрытой бутылке, а в специальном герметичном чане из нержавеющей стали. — «Эксперт»). Также здесь стремительно растет спрос на ready-to-drink напитки, такие как вино в банках и бутылках маленького формата. Это открывает для нас нишу, где российский производитель может быть конкурентоспособным.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Как работают нацпроекты технологического лидерства
Мнения,
Расшифровать культурный код ДНК
Мнения,
Как создать успешный нишевой продукт