Юрий Корсун, заместитель председателя ВЭБ.РФ
На сегодня главная отрасль, где государственно-частное партнерство, включая концессии, имеет наиболее широкое применение, — это транспортная инфраструктура: от дорог и мостов до городского транспорта, аэропортовой инфраструктуры и т. д. ВЭБ.РФ выступает оператором и проектным офисом масштабной правительственной программы развития городского электротранспорта, реализуемой в девяти городах страны. В рамках программы обновляется не только подвижной состав, но и сопутствующая инфраструктура: от прокладки путей до строительства депо. Импульс развития получают и городские территории — проекты реализуются с обязательствами частных инвесторов по благоустройству прилегающих территорий.
Другое направление, в котором участвует ВЭБ.РФ, — программы, относящиеся к системе образования: строительство школ и студенческих кампусов. Далее стоит упомянуть отрасль ЖКХ, хотя, в отличие от других сфер, ГЧП там представляет собой большое количество небольших проектов муниципального уровня. Также мы видим потенциал развития ГЧП в туризме, культурно-досуговой сфере. Перед Россией стоит задача благоустройства территорий, развития мобильности населения, внутреннего туризма.
Один из стратегических приоритетов ВЭБ.РФ до 2030 года — технологическое лидерство. Партнерство государства и бизнеса может служить инструментом решения таких задач. Здесь я вижу три наиболее ГЧП-емких направления: это космос и промышленность в широком смысле, а также IT-сфера. Мы в ВЭБе профинансировали с использованием «Фабрики проектного финансирования» первое в стране ГЧП в сфере IT («Честный знак») и понимаем, что инструмент партнерства позволяет работать с распределением нетипичных рисков. Это, безусловно, актуально не только для IT, но и для космических проектов, и, конечно, для сложных промышленных.
Хотя так называемое промышленное ГЧП пока до конца не отработано. До определенного момента в России традиционно строили промпредприятия на основе иностранных — преимущественно западных — технологий. По известным всем причинам они перестали быть доступными. Какие-то базовые разработки у нас (например, в газохимии) существуют давно, но заводы на основе этих разработок не строились. Но возникает вопрос: как эти технологии будут работать в реальности, а не на бумаге, обеспечат ли они производство продукта в нужном объеме и нужного качества? Частные игроки брать на себя эти риски не готовы — им проще приобрести проверенные технологии на Востоке. Плюс подрядчики еще и сам завод готовы возвести.
А кто такие риски мог бы принять? Даже для государства это тоже сложно управляемый риск.
Участники рынка хотели бы, чтобы первый опыт использования российских технологий, ранее не применявшихся на практике, был кем-то застрахован от возможных неудач. Кроме как к государству, им идти некуда
Пока реальных примеров такого партнерства я назвать не могу, но дискуссия на эту тему идет активно. Например, предлагается отработать такую схему на пилотных проектах, где банки-кредиторы примут на себя остаточные риски. Зачастую это единственный вариант запустить те или иные проекты на основе российских технологий.
Есть и другие вызовы. Государству могут быть нужны те или иные технологии и продукты, но в ограниченном объеме. И этот объем не может обеспечить бизнесу окупаемость разработки и внедрения данной технологии. При этом внутренний рынок не создает необходимого спроса, чтобы маржинальность производства была выше нулевой. На внешнем же рынке конкурентоспособность этих продуктов сразу оценить бывает сложно, если вообще возможно.
Выход в том, чтобы государство гарантировало частному бизнесу объемы закупок, позволяющие производителям хотя бы выйти в ноль. На такой базе предприниматель сможет пытаться доводить технологию до ума, повышать ее конкурентоспособность, выходить на внешние рынки, понимая, что тыл у него прикрыт, минимальная возвратность обеспечена.
Надо признать, что закрытие рисков спроса/предложения не является задачей, свойственной государству. Но для каких-то стратегически важных продуктов или производств такой подход может быть оправдан
Существует еще один достаточно чувствительный для развития промышленности момент. Рано или поздно санкции снимут, рынки откроются, и поменяется конфигурация экспорта и импорта и доступность тех или иных технологий. ГЧП как инструмент позволяет определять долгосрочные правила игры и обеспечивать последовательную поддержку этих стратегических проектов. При этом изменение внешних условий никак не меняет ни потребность граждан в базовой инфраструктуре, ни создание опорной инфраструктуры для будущего экспортного потенциала страны. А партнерство позволяет реализовывать проекты здесь и сейчас, несмотря на текущую ограниченность ресурсов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag