Пошлины вместо налога

Где взять деньги на технологический рывок

Достижение технологического суверенитета стало ключевым вопросом национальной безопасности. Но в этой области известная басня Крылова «Лебедь, рак и щука» может повторяться до бесконечности, если не увязать все механизмы обеспечения технологического рывка в единую управленческую модель, где институты развития стали бы звеном, связывающим науку, бизнес и государство.

Сергей Глазьев, академик РАН

Для настоящего рывка требуется создание управленческой системы, в которой государство и бизнес действовали бы на основе общей стратегии и целей. В нее нужно включить: технологическое прогнозирование, бюджетное финансирование фундаментальных и поисковых прикладных научных исследований, картирование научно-технического потенциала, оценку конкурентных преимуществ, выбор приоритетных направлений технико-экономического развития, целевые программы их реализации, специальные инструменты рефинансирования, многосторонние инвестиционные соглашения и другие формы государственно-частного партнерства, индикативные планы достижения поставленных целей, государственный контроль за полученными результатами.

Связующий материал этой системы, как и любой другой в экономике, — это финансовые ресурсы. Роль их проводника могли бы выполнять институты развития. Но такой формат эффективен лишь при соблюдении ряда условий:

  • правильной системы целеполагания и оценки результатов деятельности институтов по показателям создания основных производств нового технологического уклада;
  • их, по сути, безграничного рефинансирования в рамках реализации приоритетных направлений технико-экономического развития;
  • проецирования их деятельности на различные формы частно-государственного партнерства;
  • наличия инновационной среды генерирования новых перспективных технологий.

Без увязывания в скоординированную систему государственного управления у нас будет повторяться басня Крылова «Лебедь, рак и щука». В условиях рыночной экономики обеспечение связанности не должно осуществляться исключительно административными методами.

Сейчас, поскольку у нас нет единой системы государственного планирования, каждый институт развития решает свои локальные задачи. Взаимодействие между ними должно быть гибким, сетевого типа

Должна действовать эшелонированная система институтов развития, обеспечивающая конвейер: бюджетное финансирование фундаментальных исследований, субсидирование НИОКР, грантовая поддержка перспективных поисковых исследований, венчурное финансирование инновационных проектов, многосторонние инвестиционные соглашения для их масштабирования, целевые низкопроцентные долгосрочные кредиты на инвестиции в создание и расширение перспективных производств.

И ключевой вопрос. Где брать на все это деньги? В общем виде должны быть два фундаментальных источника: кредит Центрального банка и бюджет.

Чтобы система заработала, необходимо запустить специальный инструмент рефинансирования Банком России институтов развития, включая, конечно, ВЭБ.РФ. Процентные ставки по кредитам, предоставляемым в рамках этого специнструмента, должны быть символическими, например 0,1% годовых, с тем чтобы конечные заемщики получали кредиты не более чем под 2–3%.

При условии целевого использования этих кредитов на расширение и создание новых производственных мощностей выпуска конкурентоспособных товаров и услуг их предоставление не создаст инфляционных рисков. Наоборот, работа этого механизма будет способствовать долгосрочной макроэкономической стабильности, главным фактором которой является научно-технический прогресс, а не ограничение конечного спроса, как думают приверженцы теории экономического равновесия.

Государственный бюджет продолжит выполнять функцию источника финансирования институтов развития, но уже в качестве дополнительной их поддержки. Чтобы этот ресурс стал существенным, нужно создать целевые механизмы рефинансирования институтов развития за счет конъюнктурных (непостоянных) бюджетных доходов, которые не могут служить основанием для обеспечения обязательных расходов государственного бюджета. К таковым относятся доходы от экспорта.

С 2014 года начался так называемый налоговый маневр, который демонтировал систему экспортных пошлин в пользу налогов — на добычу полезных ископаемых и дополнительный доход. В отличие от пошлин, они распространяются на все добытое в России сырье, в том числе предназначенное и для внутреннего рынка. По сути, это налог на потребителя. Теперь отделить по-настоящему конъюнктурные доходы от доходов с российского же потребителя гораздо сложнее.

Если мы откажемся от налогового маневра, перестроим систему в сторону введения пошлин и используем их для финансирования НТП, то, с одной стороны, мы создадим мощный поток государственных доходов, а с другой — снижение инфляционного давления за счет роста предложения

Возвращение системы с пошлинами может дать не менее 5 трлн руб. ежегодно для рефинансирования институтов развития.

Если еще и Банк России вернет в экономику изымаемые посредством депозитов и облигаций деньги посредством использования специальных инструментов рефинансирования, то эта сумма как минимум удвоится.

Десять триллионов ежегодного потока рефинансирования институтов развития позволит сделать их инструментом обеспечения технологического рывка при условии определения приоритетов в соответствии со стратегией опережающего развития экономики на основе нового технологического уклада.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Общество,
Перевозчики готовы запустить новые рейсы после отмены визового режима с Китаем
Финансы,
Снижение курса российской валюты продолжится
Технологии,
Почему акции Apple падают после презентации новых iPhone