Сбалансированный договор как основа ГЧП

Как собрать эффективную и востребованную регионом концессию

Инфраструктурный сектор остается отраслью с высокой потребностью как в обновлении существующих объектов, так и в создании новых мощностей. Текущий уровень развития законодательства в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяет вести подготовку проектов не только силами государства как основного бенефициара развития инфраструктуры, но и привлекать частный бизнес. Газпромбанк, реализуя стратегию #МЕГАИГРОКа, активно «пилотирует» проекты как федерального, так и регионального значения — пайплайн потенциальных сделок банка превышает 6 трлн руб.

Мария Скрябина, вице-президент Газпромбанка

Мы в банке базово не рассматриваем отраслевую принадлежность проекта как определяющий фактор участия в нем, отдавая приоритет капиталоемкости и качеству его проработки. Но видим, что на рынке сложились тенденции, которые нужно учитывать всем участникам рынка инфраструктурных проектов.

Так, на данный момент практически отсутствует запрос со стороны регионов на проекты создания социальной инфраструктуры в рамках текущего формата ГЧП-сделок. Законодательное регулирование определяет обязательность коммерческой составляющей в проектах, устанавливая, что размер бюджетного участия должен быть меньше общего размера расходов по проекту. В 2024 году также в программу «Фабрика проектного финансирования» было включено требование к проекту о необходимости получения концессионером доходов за счет оказания услуг с использованием объекта соглашения и/или за счет иных источников, не связанных с получением бюджетных средств.

ГЧП-инициативы социальной направленности с минимальной коммерческой выручкой и необходимостью фактически полной окупаемости за счет бюджета нуждаются в новых формах реализации проектов и финансирования

Принимая решение об участии в проектах, мы, безусловно, смотрим на его коммерческую эффективность, а также на востребованность проекта для экономики. Есть ряд отраслей, которые, на наш взгляд, являются наиболее насущными: железнодорожный транспорт и логистика, автодороги и туризм, так как на горизонте планирования они обеспечивают снижение издержек, связанных с существующим дефицитом инфраструктурных мощностей.

Но наиболее важным фактором для Газпромбанка как при структурировании, так и при финансировании проекта является качество проработки условий реализации проекта, результатом которого становится устойчивое концессионное соглашение или соглашение о ГЧП и сбалансированная финмодель. Здесь мы говорим не только о наличии источников возврата инвестиций, но и о проработанной юридической, коммерческой и технической структуре, сбалансированном разделении рисков сторон и справедливых гарантиях (в том числе при досрочном расторжении соглашения). Ключевыми гарантиями для кредитора являются компенсация при досрочном прекращении вложенных инвестиций и прямое соглашение банка с регионом при участии концессионера.

В условиях ограниченного капитала кредитных организаций Банком России при активном участии банковского сообщества выработана концепция нового регулирования пониженных риск-весов для ГЧП-проектов. Ключевым требованием является наличие прямого соглашения публичной стороны с кредиторами (в практике Газпромбанка это 100% финансируемых проектов ГЧП).

Мы всецело приветствуем данную инициативу, так как она значима и для банков, и для рынка ГЧП в целом. Концепция напрямую влияет на рост кредитной активности из-за уменьшения объема замороженного капитала, который может быть использован для финансирования новых инфраструктурных проектов. По нашим оценкам, применение новых риск-весов и высвобождение потребляемого капитала по кредитуемым нами ГЧП-проектам даст возможность выдать новые кредиты в рамках ГЧП на сумму до 625 млрд руб.

Банки рассчитывают, что предложенные Банком России изменения в регулирование увидят свет до конца года, что даст новый стимул к развитию рынка инфраструктуры.

Не менее актуальными остаются стоимость заемного финансирования и готовность регионов реализовать проекты. Сейчас рынок, как правило, предполагает финансирование по плавающим ставкам, привязанным к ключевой ставке Банка России. Фиксированные ставки при сроке реализации инфраструктурных проектов около 20–30 лет в последнее время не рассматриваются финансирующими организациями.

Макроэкономические риски фактически принимает на себя концедент / публичный партнер, то есть чаще всего это нагрузка на региональный бюджет. Поэтому если мы говорим о возможности финансирования большего числа проектов, то, принимая во внимание фактор ключевой ставки, даже при наличии достаточного капитала мы сталкиваемся с бюджетными ограничениями регионов как основного публичного контрагента.

Есть примеры, когда регионы не готовы запускать проекты, находящиеся в продвинутой стадии, в условиях текущей стоимости финансирования и непредсказуемости ключевой ставки. На рынке имеются механизмы льготного кредитования: это может быть прямая поддержка от федерального бюджета конкретных отраслей инфраструктуры или участие институтов развития, предоставляющих финансирование по сниженным ставкам. Каждый из этих инструментов предполагает субсидирование из федерального бюджета, что имеет свои ограничения. В этой связи появился запрос на альтернативные инструменты снижения стоимости финансирования, которые позволят снизить нагрузку на сами проекты, в том числе на региональные бюджеты, а также не перегружать федеральный бюджет субсидированием.

Внедрение таких инструментов позволит дать старт тем проектам, которые на данный момент регионами откладываются из-за неопределенности с объемами перспективных обязательств, но при этом общественно важны.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Мнения,
Как развивается ГЧП в столице России
Экономика,
Как президент провел первый день на ВЭФ-2025
Финансы,
Банкиры и промышленники на ВЭФ обсудили проблему международных расчетов