Руководитель комитета по глобальным проблемам и международной безопасности научно-экспертного совета Совета Безопасности РФ
Подобная транзакционность союзнических отношений ошарашила европейские столицы, но им приходится принимать эти правила игры, даже в ущерб интересам развития собственного ВПК. Другое дело, что состояние самого американского ВПК оставляет желать лучшего после 30 лет «однополярной» расслабленности, когда планировались лишь колониальные войны в стиле «шок и трепет» (операция в Ираке). Никто не предвидел прямого вооруженного конфликта с равным по технологическому оснащению противником, каковыми могли быть только Китай и Россия. Но сейчас свои видимые результаты дает модернизация вооруженных сил России и КНР плюс возросшая геополитическая неопределенность в мире, находящемся в состоянии кардинальной трансформации. Складывается новый баланс сил, который рано или поздно должен быть формализован в новом миропорядке.
Моментом истины стала гибридная война Запада против России на Украине. Во-первых, она дала понять, что не исключается и прямой конфликт с Россией, пусть на уровне обычных, неядерных вооружений, к которому надо быть готовым. Во-вторых, чтобы иметь шанс не проиграть его сразу, надо исходить из того, что он будет войной высокой интенсивности, что потребует большого запаса боеприпасов и, соответственно, расширения мощностей по их производству. В-третьих, СВО развенчала миф о превосходстве американских вооружений, причем по их широкому спектру, включая наземные, системы ПВО и авиацию. В дополнение ко всему российская армия продемонстрировала образцы адаптивности и креативности в ответе на вызовы качественно новой боевой среды на театрах военных действий (в частности, беспилотники, системы РЭБ и ПВО и авиация).
Перед США ребром встал вопрос о радикальном обновлении всей системы ВПК и преодолении инерционных подходов, которые, как выяснилось, ведут к неэффективному расходованию средств, ставке подрядчиков на тиражирование устаревших систем и прохладному отношению к инновациям. Переломить эту ситуацию, на что уйдут годы, и призваны инвестиции союзников, у которых сходные проблемы и которые должны покупать «то, что им дают».
Наиболее ярко кризисное положение дел обозначил проект новейшего истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35. Только на его разработку ушел $1,3 трлн при нескольких администрациях. Предполагалось произвести 5 тыс. самолетов различной модификации с огромной стоимостью за $100 млн за единицу. Но уже первые поставки для собственных ВВС выявили порядка одной тысячи дефектов и недоделок, из них сотня — серьезные. Кто-то из европейских экспертов в области военной авиации заключил, что это вообще не боевой самолет. Конечно, что-то устранялось. Пошли поставки за рубеж, но и там стали терять эти самолеты, в том числе приобретенные ближайшими союзниками — англичанами.
Теперь новый аспект сверки с реальностью выявила сама администрация Трампа своей прямолинейной тарифной политикой. От поставок F-35 отказалась Индия — как из соображений экономии и эффективности российского Су-57, так и в порядке ответа на грубое американское тарифное давление. За ней готова последовать Швейцария, банковский сектор которой американцы разгромили давно, а тут на нее еще наложили тарифы в 39% — такова плата за лояльность, восходящую к Вудро Вильсону и его идее Лиги наций.
Приоритеты администрации Трампа позволяют судить о том, что его миротворчество зиждется в том числе на состоянии американского ВПК, процессы в котором во многом будут определять реальную внешнеполитическую повестку дня Вашингтона в предстоящий период.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag