— Как создавался РЭЦ и какие цели ставились перед ним десять лет назад?
— Ни одна страна не может похвастаться устойчивой экономикой, в том числе к разным шоковым ситуациям, а также сбалансированным развитием и конкурентоспособностью без сильных позиций на несырьевом рынке. Он определяет экономическую привлекательность кооперации и торговли для страны, а значит, во многом и ее позиционирование в мире. Сильные позиции на несырьевом рынке — это рост уровня жизни граждан внутри страны. Неслучайно страны стремятся локализовать производства и защитить внутренний рынок. Это стимулирует новые производства, инвестиции в которые вернуть без развития экспорта невозможно.
Неслучайно в течение многих лет и во время формирования многополярного мира нашу экспортную мощь сдерживают всеми возможными способами. Сначала протекционистскими мерами, а в 2022 году, после сброшенных масок, наши торговые связи стали точкой беспрецедентного санкционного давления.
Российский несырьевой экспорт — это кластер конкурентоспособных предприятий-локомотивов технологического лидерства на мировой арене, драйвер спроса на инновации внутри страны. Сегодня более 80 тыс. наших компаний — экспортеры, а еще в 2016 году их было 47 тыс. Это также и развитие регионов, а еще высокопроизводительные рабочие места для порядка 6 млн человек (8% от всех занятых).
Еще в 2012 году, до рождения РЭЦ, была создана «дорожная карта» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Следом, в 2013 году, в послании Федеральному собранию президент назвал одной из ключевых задач правительства в экономике — повышение конкурентоспособности и диверсификацию. Предстояло снизить зависимость от экспорта сырья, вывести несырьевые отрасли из тени, стимулировать инновации и улучшить инвестиционный климат. И все это в сложный период «крымских» санкций 2014 года. Нужны были новые долгосрочные стимулы для инвесторов на фоне роста мирового экспорта.
Это дало сильнейший толчок в импортозамещающих инвестициях, в особенности в АПК. Спустя десять лет многие среди этих предприятий-экспортеров — лидеры в своих сегментах. Сейчас идет новая волна создания локальных импортозамещающих производств и технологий, которые выйдут на экспорт и завоюют рынки в ближайшие десять лет.
Под кураторством на тот момент первого вице-премьера Игоря Шувалова Минэкономразвития подготовило проект Национальной экспортной стратегии. Он учитывал текущее состояние экспорта, его проблемы и перспективы развития. При подготовке рассматривались лучшие зарубежные практики систем экспортной поддержки. На тот момент уже более чем в 100 странах мира функционировали соответствующие институты, многие из которых обладали богатой историей.
Идеи, заложенные в подготовленный, но не утвержденный проект, проросли в 2015 году в миссии и ценностях РЭЦ, которые и стали опорным элементом национальной системы развития экспорта, а также «единым окном» для действующих и потенциальных экспортеров. Группа РЭЦ под операционным руководством Петра Фрадкова, первого генерального директора, объединила как институт развития Группы ВЭБ.РФ три крупнейших звена поддержки экспорта: непосредственно сам РЭЦ, Росэксимбанк и страховое агентство ЭКСАР.
Первоначально РЭЦ решал задачу по обеспечению экспортеров информацией о порядке экспортных процедур, требованиях рынков, мерах поддержки экспорта, деятельности профильных органов власти. И в то же время реализовывал функции агента правительства по предоставлению господдержки, а также страховой и кредитно-гарантийной поддержки.
Настройка мер внешнеторговой политики, поддержки экспорта и регулирования применения административных процедур воплотилась в правительственной «дорожной карте» по трансформации делового климата. Достичь высоких позиций в соответствующих элементах рейтинга Doing Business, в том числе для привлечения иностранных инвесторов, удалось, причем РЭЦ внес значительный вклад через работу с экспортерами, инвесторами и деловым сообществом, представленным «деловой четверкой» («Деловой Россией», «Опорой России», Торгово-промышленной палатой и Российским союзом промышленников и предпринимателей) и др.
Сначала задача выполнялась в рамках «дорожной карты», затем — приоритетного проекта «Системные меры...», а позже — при формировании и реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». К слову, его формирование происходило уже на площадке РЭЦ в нашей масштабной дискуссии с экспортерами, деловыми объединениями и органами власти.
Особую роль — от становления госинститута поддержки экспорта до создания соответствующей эффективной инфраструктуры — в привлечении инвестиций в ключевые отрасли сыграли поддержка и вклад команды правительства, в том числе личный — Дениса Мантурова и Дмитрия Патрушева, на тот момент возглавлявших профильные министерства, а также значительный вклад Минэкономразвития.
— Вы возглавили РЭЦ в 2020 году, когда мир вошел в экономическую и геополитическую турбулентность, которая сохраняется до сих пор и развивается по нарастающей. Как проходила адаптация к сбою цепочек? С какими запросами тогда обращались компании?
— 2020 год для мировой торговли был годом глобальных испытаний, быстрых решений и сформировал запрос к бизнесу и системе госуправления на оперативные действия. Правительство Михаила Мишустина выступило для многих компаний и институтов развития не только поддержкой в адаптации к изменениям, но и примером внедрения системы кризис-менеджмента.
В этот год в РЭЦ мы сделали ситуационный центр для оперативного сбора потребностей бизнеса и решения проблем экспортеров. Во многом проявили себя и сами экспортеры, логисты, финансисты и другие участники ВЭД. Они быстро научились налаживать новые связи, маршруты, адаптироваться к ограничениям и лучше работать с рисками. Наработки 2020 года мы превратили в готовые решения в 2021-м. Так, закаленными опытом пандемии и с пониманием того, что всегда можно ожидать быстрых и эффективных решений от правительства, мы вошли в 2022 год.
— В период санкций на экспорт и импорт недружественных стран как проходила переориентация на другие рынки? Какие инструменты сработали?
— Уже весной 2022 года мы расширили поддержку на направление критического импорта. Нужно было запускать новые каналы поставки, закрывать коммерческие и финансовые риски, избежать остановки производств, предоставлять финансирование, чтобы компании не столкнулись с разрывами ликвидности и невозможностью проводить платежи, а до этого — найти того, кто заместит ушедшего с рынка поставщика.
Группа РЭЦ в кратчайшие сроки внедрила специализированные инструменты: поиск альтернативного зарубежного поставщика, страхование и финансирование импортных поставок. Наиболее активно в 2023 году их задействовали при поддержке импорта продукции машиностроения, фармацевтической, косметической и металлургической промышленности. При этом, как национальный институт развития, в 2024 году мы отказались от отдельных инструментов, где сформировалось эффективное и конкурентное предложение со стороны коммерческого рынка.
Все меры поддержки были пересмотрены в 2022 году, многие из них стали проще, например процедура получения поддержки и встречные требования для получения средств. А на самые востребованные — транспортировку продукции — увеличено финансирование.
Также по просьбе бизнеса совместно с Минпромторгом мы разработали программу поддержки транспортировки ЛПК через порты северо-запада России. В 2023 году она помогла реализовать поставки на 16 млрд руб. С этого года по программе господдержки транспортировки продукции АПК увеличен процент компенсируемых затрат до 100% в зависимости от географии поставок.
И, наконец, мы запустили программу продвижения экспортеров под национальным брендом «Сделано в России», которая призвана повысить доверие иностранцев к нашей продукции и продвинуть положительный образ России за рубежом.
Кроме того, наши компании усиливают маркетинговое позиционирование, выходят на новые рынки и увеличивают продажи через рекламные кампании в зарубежных соцсетях, фестивали-ярмарки, которые мы запустили в 2024 году и уже провели шесть в Китае и ОАЭ.
Более того, с 2019 года РЭЦ поручено создание цифровой платформы «Мой экспорт», которая в 2021 году была включена правительством в перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года. Платформа создавалась для всех участников ВЭД с прицелом на экспортеров как многофункциональный центр. Сегодня она переводит в цифру взаимодействие бизнеса и государства, позволяет без лишней бюрократии получить поддержку от более 20 ведомств и наших партнеров. Под кураторством вице-премьера Алексея Оверчука за последние три года количество услуг на платформе увеличилось в девять раз. С 2024 года она консолидировала информацию о всех мерах поддержки ВЭД, объединив более 600 услуг федерального и регионального уровней.
Сегодня наша сеть зарубежного присутствия охватывает 17 стран. С 2022 года ее география расширилась до Ирана, Армении, Индонезии и Таиланда. Запланировано открытие офисов в ОАЭ, Саудовской Аравии и Египте, а также рассматриваем возможность открытия в Бразилии. Сеть наших шоурумов с продукцией АПК за рубежом тоже расширилась — до шести стран, в том числе Турции и Саудовской Аравии, где растет спрос на наши продукты питания. Также развивается розничная сеть магазинов «Сделано в России».
Одна из наиболее востребованных мер поддержки, особенно среди МСП, — выставки, ярмарки, бизнес-миссии, чья география ежегодно охватывает более 30 стран. Особый интерес для нас представляют перспективные рынки Юго-Восточной, Центральной Азии и Африки. Мы стали активнее участвовать в выставках во Вьетнаме, Индии и Иране. В 2022 году впервые стали работать в ЮАР и Саудовской Аравии. В 2023 году организовали выставки и бизнес-миссии «Сделано в России» в Алжире, Мьянме и Нигерии. А в 2024-м впервые свозили экспортеров в бизнес-миссии в Индонезию, Монголию и Оман.
— Какие достижения РЭЦ вы считаете самыми значимыми за десять лет?
— За десять лет мы создали комплекс мер поддержки, охватывающий все стадии экспортного цикла: от идеи, поиска рынка сбыта и первых партнеров до заключения сделки. Турбулентность была пройдена с меньшими потерями, а рост несырьевого экспорта набрал темпы выше, чем мировая торговля. Только в 2024 году наши инструменты помогли реализовать каждый его девятый рубль.
За время существования РЭЦ нашей поддержкой воспользовались 72,5 тыс. компаний России. Поддержан экспорт в 194 страны на общую сумму свыше 19 трлн руб. Сейчас РЭЦ предоставляет бизнесу 149 услуг и мер поддержки, а также укрепляет инфраструктуру, развивая сеть представительств в России и за рубежом.
Мы стали уникальным даже по мировым меркам институтом развития, объединив все виды поддержки: от обучения до сложных финансовых продуктов
Сегодня мы не просто работаем с бизнесом, а слышим его голос и на основе его задач, болей и амбиций выстраиваем нашу работу и, соответственно, доносим эти приоритеты до государства.
— Как на экспорт влияют курс рубля, высокая ключевая ставка, усиление сотрудничества с такими крупными рынками, как Иран, страны Африки и Азии?
— После 2022 года мы перенастроили экспортные потоки. Этап «стабилизации» пройден. При этом мы не потеряли существенное число рынков сбыта, экспортеры подстроились и готовы к работе в новых условиях, где особую роль играют меры поддержки, доступные и настроенные под их потребности. Первые этапы встраивания в новые рынки самые болезненные. Экспортерам нужны конкурентоспособность, инвестиции в новые рынки для завоевания своих ниш.
Сейчас мы наблюдаем, как разрушается архитектура правил мировой торговли: больше не работают принципы ВТО, крупнейшие участники вводят против друг друга политически мотивированные ограничения. Политический раскол приводит к пересборке глобальных цепочек поставок — усиливается роль новых и некоторых старых стран-хабов, таких как ОАЭ, Вьетнам. При этом США пересматривают условия доступа на собственный рынок, системно ужесточая их, Китай идет по пути формирования и развития рынков других стран под себя, а ЕС становится конгломератом стран с принципиально разным видением будущего.
Эффект торговых войн и пошлин США — снижение цен на некоторые товары на мировых рынках, в том числе те, которые традиционно экспортирует Россия. Турбулентность ухудшает конъюнктуру, а это заметно сказывается на экспортных доходах. Американские пошлины означают сокращение импорта из Китая — отсюда сокращение производства в Китае, а это, в свою очередь, снижает спрос на энергоносители и некоторое промышленное сырье.
Парадоксально, но рост напряженности во внешней торговле создает для России окна возможностей: от укрепления позиций на традиционных рынках до освоения принципиально новых направлений
Из-за санкций «коллективного Запада», высоких тарифов США и промышленного кризиса в ЕС падает конкурентоспособность европейских производителей. Открываются ниши для готовых продуктов промышленного и бытового назначения.
— Сейчас на повестке вопрос трансформации экономики и, в частности, технологического лидерства. Как это учитывается и будет учитываться в формировании стратегии и набора инструментов РЭЦ? Какие тенденции вы наблюдаете в этом контексте?
— Развитие технологического суверенитета остается одним из наших приоритетов. Он предполагает не изоляцию, а укрепление собственных компетенций для равноправного участия в глобальных цепочках создания стоимости и требует системности в создании сильных и экономически стабильных отраслей промышленности и АПК.
Для большинства крупнейших российских отраслей экспорт — это базовая необходимость, стимулы для инвестиций и источники их возвратности. Без него невозможно поддерживать адекватный уровень цен для внутреннего потребителя. И пристальное внимание президента России подтверждает его высокую значимость, способствует развитию бизнес-среды и формированию мер поддержки.
Мы обладаем сильным потенциалом на рынках железнодорожного транспортного машиностроения, решений, основанных на технологиях мирного атома. В рамках программ техлидерства создается перспективная номенклатура производственного оборудования, БПЛА-систем. Рост наших экспортных возможностей виден и в медицине, потребительской продукции: от готовых пищевых продуктов до одежды. Проекты строительства АЭС, развития «умных» городов, цифровизации госуслуг, создания транспортной инфраструктуры и масштабирование решений в сфере использования ИИ — на эти и другие наши технологии ежегодно растет коммерческий спрос.
Проекты, реализуемые экспортерами при поддержке правительства и всей системы развития экспорта, решают глобальную задачу построения долгосрочных партнерств со странами Глобального Юга, в особенности с БРИКС.
Предложение России сегодня действительно крайне широко, и особое внимание мы уделяем высокотехнологичным проектам, которые помогают развивать экономику стран-партнеров и создают мультипликативный эффект на спрос сопутствующей продукции и услуг наших компаний, включая образование, инжиниринговые услуги и креативные индустрии. Обнародованные во время ПМЭФ-2025 президентом приоритеты в развитии экспорта будут детально проработаны на площадке правительства, а также интегрированы в работу РЭЦ.
— Как будет трансформироваться структура экспорта в целом и той части, за которую отвечает РЭЦ?
— Напомню, что президент поставил задачу увеличения несырьевого экспорта на две трети к 2030 году — это амбициозная цель. Ключ к ее достижению лежит в продвижении на экспорт продукции и решений с более высокой добавленной стоимостью.
Производители медицинского оборудования заинтересованы в международной сертификации продукции. Создатели решений в кибербезопасности отмечают рост интереса к отечественным разработкам, доказавшим эффективность в сложных, «боевых» условиях. И таких примеров много в разных нишах. Они показывают тенденцию развития нашей промышленности, стремление компаний к реализации экспортного потенциала. А это хорошие предпосылки для роста несырьевого экспорта, изменения его структуры и увеличения доли продукции с более высокой добавленной стоимостью.
В приоритете на будущее — рынки стран Глобального Юга. Доля «развивающихся» рынков в мировом ВВП с текущих 59% достигнет к 2030 году 62%. Соответственно, существенно вырастет и роль этих рынков как покупателей.
— Как будут донастраиваться инструменты? Будут ли они более сфокусированными?
К 2030 году перед РЭЦ стоит цель обеспечить 12 трлн руб. экспортных поставок. Наши приоритетные задачи — диверсификация географии и структуры сбыта, выявление и развитие экспортного потенциала, в том числе за счет вовлечения в экспорт новых высокотехнологичных экспортеров
Для этого мы будем развивать наши инструменты поддержки в «первых шагах», работу с зарубежными бизнес-сообществами, продолжим совершенствовать инструменты продвижения в традиционных и цифровых торговых каналах в рамках программы «Сделано в России». В том числе здесь поможет платформа «Мой экспорт», на которой уже было оказано 1,5 млн услуг.
В развитии нового экспортного потенциала, в частности проектов техлидерства и импортозамещения, на первом этапе бизнесу требуется помощь в формировании нового пласта рыночного предложения, которое в дальнейшем будем помогать продвигать на международных рынках. Здесь необходимо консультирование экспортеров на стадии бизнес-планирования, помощь в оснащении производств.
Считаем важным развивать страхование инвестиционных рисков по созданию экспортно ориентированных производств. Это поможет снизить их издержки и повысить конкурентоспособность.
Мы обладаем потенциалом на рынках железнодорожного транспортного машиностроения, решений, основанных на технологиях мирного атома. В программах техлидерства создается перспективная номенклатура производственного оборудования, в том числе беспилотных авиационных систем. На практике мы видим рост наших экспортных возможностей в медицине, биотехнологиях (вакцины и новые с/х решения) и информационных технологиях, например в креативной экономике, кибербезопасности и финтехе.
Важно идти в ногу со временем в поиске актуальных инструментов и форматов для решения задач наших экспортеров. Еще в 2017 году мы начали работать с онлайн-площадками. Первопроходцем среди наших витрин на маркетплейсах стал первый нацмагазин «Сделано в России» на Tmall. С тех пор пройден большой путь — сейчас таких нацмагазинов уже 44 на 20 крупнейших зарубежных маркетплейсах.
Важно не только обосноваться на этих площадках, но и по-настоящему запасть в душу потребителю. Эту задачу решают наши промоакции и системная работа с блогерами. Впервые мы протестировали формат онлайн-продаж на Tmall в 2020 году, в исторический пик электронной торговли. Тогда за 15 минут стрима с одной из ведущих блогеров КНР, Сюэ Ли, количество просмотров страниц нацмагазина превысило 200 тыс., а количество уникальных посетителей — 50 тыс. В моменте было совершено свыше 6 тыс. заказов.
Только в прошлом году в наших акциях по продвижению российских продуктов питания приняли участие более 50 блогеров из Саудовской Аравии, Египта, Вьетнама, Китая, Турции и ОАЭ. Например, в Китае сейчас бум стримеров, поэтому мы привлекаем их на каждое мероприятие. Таким образом, за 2024 год о наших товарах узнали более 50 млн человек, и эта активность не могла пройти без помощи вице-премьера Дмитрия Чернышенко, который также является сопредседателем Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств в Китае.
Большую роль в привлечении внимания также играют наши амбассадоры «Сделано в России»: спортсмены и деятели культуры. Так, фигуристка Анна Щербакова стала звездой первого фестиваля-ярмарки «Сделано в России» в провинции Ляонин и обеспечила рекордные продажи.
Все это, несомненно, работает на укрепление культуры конкурентоспособного, глобально ориентированного и одновременно патриотичного предпринимательства.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag