— О какой бы территории ни заходила речь, у туриста главный вопрос один: «Зачем я туда поеду?» Скажите, для начала, чем может привлечь путешественников столица ДНР?
— Прежде всего, Донецк — очень красивый город. Торжественная сталинская застройка вдоль широких как степь проспектов. Уникальные парки, например, парк кованых фигур, где тоже есть свои аллеи — сказок и знаков зодиака. Благодаря региону-шефу — Москве у нас обновился парк «Гулливер».
В городе много набережных и мест отдыха у воды. В октябре Донецк принимал образовательный проект «Моя река», организованный Единым институтом пространственного планирования РФ и посвященный развитию прибрежных зон. Многие общественные пространства вдоль реки Кальмиус популярны среди дончан и гостей столицы региона, но благодаря «Моей реке» и творческой фантазии молодежи таких пространств станет еще больше. Мы планируем обустроить наши набережные на основе лучших студенческих проектов.
Любителям футбола скажу, что «Донбасс Арена» точно будет открыта. Наша команда донецкий «Шахтер» заняла первое место в объединенной лиге «Содружество» этого года. Звезда легендарного клуба возрождается, и это предмет нашей гордости. Нам, конечно же, будет нужен домашний стадион.
Перед Домом правительства находится еще один важный памятник — «Защитникам Донбасса». В народе его называют «Дед и внук». Эти две фигуры — реальные люди. Дед, Григорий Павлович Верланов, ушел на фронт в 1941-м, а внук Дмитрий встал на пути фашизма в 2014-м. Внук погиб. Дед жив до сих пор: ему 108 лет, это старейший житель Донбасса. Их история стала символом освобождения нашей земли.
— По поручению заместителя председателя правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина и по заказу ВЭБ.РФ Единый институт пространственного планирования разработал Комплексную территориальную схему развития туризма для новых регионов. В таких схемах обычно большое внимание уделяется транспортной доступности территорий и развитию туристических маршрутов. Что в этом плане предлагается для ДНР?
— Туристическая схема определяет приоритетные географические районы для развития туризма. Она создается на основе данных о концентрации отелей и гостевых домов, природно-экологических объектов и объектов сопутствующей инфраструктуры. Учитывается наличие выхода к морскому побережью и бальнеологических ресурсов. В советские годы наиболее востребованным был как раз лечебно-оздоровительный туризм.
В ДНР выделено четыре ареала: города Донецк и Мариуполь, а также Мангушский и Новоазовский муниципальные округа. На территории Республики предлагается создать шесть региональных туристских маршрутов общей протяженностью более 130 км: в Донецке — культурно-исторический и природно-экологический, в Мариуполе — культурно-исторический и военно-патриотический, в Мангушском муниципальном округе — природно-экологический, в Новоазовском — комплексный маршрут. Кроме того, будет построено более 150 км и реконструировано более 80 км автомобильных дорог регионального значения.
Турсхема также учитывает создание единого автомобильного маршрута по ДНР и единого круизного маршрута по Азовскому морю, ставшему внутренним морем России. Путь проходит вдоль побережья ДНР, Запорожской и Херсонской областей, от Новоазовска, где предлагается создание причальной инфраструктуры, до Генического муниципального округа, откуда начинается популярная у туристов Арабатская Стрелка. В перспективе маршрут можно будет продолжить до Крымского полуострова.
На побережье мы планируем действовать по принципу пяти линий. Первая линия — места размещения туристов: пансионаты, гостиницы, дома отдыха, детские лагеря. Вторая — инфраструктура общего пользования: торговые центры, парки, объекты культуры и спорта. Третья — жилая застройка и арендное жилье для персонала гостиниц. Четвертая — инженерные мощности. Наконец пятая линия — это предприятия питания и легкой промышленности для снабжения мест размещения туристов.
— Что конкретно можно будет увидеть на этих региональных маршрутах?
— Я бы отметил художественный музей имени Архипа Ивановича Куинджи в Мариуполе, родном городе художника. Значительная часть экспозиции посвящена именно его жизни и творчеству. Да и здание музея интересное: это старинный особняк в стиле модерн, подарок председателя местной земской управы на свадьбу дочери, которая вышла замуж за основателя Мариупольского реального училища.
Природно-экологические маршруты ориентированы на автомобилистов. На территориях посетители будут передвигаться по экотропам. В Мангушском муниципальном округе такой маршрут связывает самые интересные объекты природного парка «Меотида»: Приазовский цапельник, Еланчанские бакаи, Бакаи Кривой косы — это всё уникальные орнитологические заказники, и главный интерес там — наблюдение за птицами, особенно за редкими и краснокнижными. Кстати, бакаями у нас называют лиманы на месте песчаных карьеров.
— Насколько велики шансы у пляжного туризма?
— Азовское море самое мелкое на планете — в этом и его преимущество. Вода быстро прогревается, она насыщена многими полезными микроэлементами. Побережье может стать прекрасным курортом, местом семейного отдыха, особенно детей. Не зря при Советском Союзе оно было заполнено детскими пионерскими лагерями.
Лидером по турпотоку в прошлом году стал Мангушский муниципальный округ, расположенный на берегу живописного Белосарайского залива — его посетили 42 тыс. человек, в основном семейные пары с детьми, они как раз предпочитают Мангушский и Новоазовский муниципальные округа. Молодежь и люди среднего возраста больше едут в Мариуполь, а люди постарше и деловые путешественники — в Донецк. Суммарно турпоток в ДНР к 2044 году, при условии реализации проектных предложений турсхемы, должен составить не менее 1,1 млн посетителей. Это почти вдвое больше, чем рекордный показатель 2019 года: тогда в регион приехали 620 тыс. человек.
— Есть ли у инвесторов интерес к проектам в этих муниципальных округах?
В конце ноября Корпорация развития Донбасса объявила о заключении договоров на аренду крупных земельных участков для развития туризма в Мариуполе, Новоазовске и Урзуфе. Урзуф — это село как раз в Мангушском муниципальном округе, на берегу Белосарайского залива. Там участок в аренду берет компания «Югситиинвест», в Новоазовске и Мариуполе — соответственно компании «Р-строй» и «Мир». Речь идет не просто о строительстве отелей, торговых центров и аквапарков. Здесь будет создана вся необходимая для полноценного отдыха инфраструктура. Привлечение инвесторов стало возможным в том числе благодаря улучшению транспортно-логистических связей в регионе. В начале осени открылась обновленная автотрасса Р-280. Она стала частью Азовского транспортного кольца и соединила Ростов-на-Дону с Джанкоем по всему северному побережью — через Мариуполь, Бердянск, Мелитополь и Геническ.
— Много ли туристов из Центральной России? На чем они добираются, если к вам ни самолеты не летают, ни поезда не ходят?
Едут больше местные, но есть и гости из Москвы. Это примерно 10% турпотока. Добраться к нам можно на машине или на рейсовом автобусе, например, из Ростова-на-Дону или из Таганрога. До Мариуполя, где пляжный туризм тоже набирает обороты, из Таганрога вообще можно за 2,5 часа доехать. Конечно, на машине удобней, особенно в плане внутренних передвижений, но надо будет пройти КПП. Это не сложнее прохождения любой другой границы, да и очередей из туристов пока нет. Когда заработают вокзалы и аэропорты, я сказать не берусь.
— Новые территории входят в состав АЧБ, Азово-Черноморского бассейна. У вас есть шанс составить конкуренцию Крыму и Краснодарскому краю?
— Турпоток в АЧБ в прошлом году составил 27,7 млн поездок — 16,4 % от турпотока по всей России. А к 2030 году он может вырасти еще в полтора раза. Нагрузка на черноморские курорты уже сегодня слишком высока. Необходимо перераспределение турпотока, и как раз в решение этой задачи воссоединенные регионы могут внести очень значительный вклад.
Сегодня для нас одна из первостепенных целей — доведение социально-экономических показателей в Республике до среднероссийского уровня. Но в перспективе есть потенциал для конкуренции с Крымом и Краснодарским краем — благодаря уникальному туристскому предложению и ценовой доступности, особенно на начальном этапе. Но понятно, что для этого потребуются масштабное восстановление инфраструктуры, формирование позитивного имиджа территории и активная работа по привлечению туристов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag