Интервью

Аналитики назвали число иностранных компаний без шансов на возвращение в Россию

Фото: Huzaifa Ginwala/Unsplash
Почти четверть иностранных компаний, покинувших российский рынок, сделали это безответственно и теперь фактически не имеют шансов на возвращение, пишет РБК со ссылкой на исследование ЦСР «Анализ ушедших иностранных компаний с российского рынка».

В рамках исследования аналитики проанализировали более 1,6 тыс. компаний, в том числе 1,5 тыс. полностью или частично покинувших Россию, составили «репутационный портрет» ушедшего бизнеса и распределили его по трем категориям: красным, желтый и зеленый.

В красный список, в частности, попали компании, проявившие недружественные действия. Им доступ на российский рынок должен быть полностью запрещен, пишет РБК. В этот список попали 23% ушедших компаний, в том числе Amazon и PayPal. Особый — бордовый — статус получили компании «с испорченной репутацией» (4,3% от общей выборки): это, например, производитель сетевого оборудования Cisco и фармацевтическая компания Pfizer. В пресс-службе Pfizer «Эксперту» уточнили, что компания не прекращала и продолжает свою деятельность в России, продолжая поставки лекарств для российских пациентов.

В желтую категорию компаний попали предприятия, которые хотя не совершали недружественных действий, но и не проявили «достаточной степени ответственности». В частности, уходя из России они не предоставили поддержки сотрудникам, не передали бизнес в целости и ушли без санкционного принуждения. К таким компаниям в ЦСР отнесли H&M, производителя электроники Dell, разработчика видеоигр Ubisoft, сеть товаров для дома IKEA.

«Зеленые» компании — это фирмы, которые ушли с «ответственным подходом», им доступ на рынок может быть открыт «при наличии отраслевой потребности», уточняет РБК. Таким образом, в ЦСР допускают, что вернуться смогут Airbnb, Nestle, McDonald’s, Michelin и Apple. В ЦСР также выделили белый список компаний: это 2% иностранных брендов, ушедших «ответственно и корректно, без проявлений недружественности». К таким компаниям в ЦСР отнесли Ericsson, Marriott и Decathlon.

Обсуждения возможного возвращения западных компаний на российский рынок появились на фоне активизации контактов РФ и США. Выступая на пленарном заседании съезда РСПП 18 марта, президент России Владимир Путин подчеркнул, что возвращение зарубежного бизнеса должно быть «с обязательным гарантиями добросовестного и ответственного ведения дел в нашей стране», а преимущество должно оставаться у российских производителей.

11 июня «Эксперт» со ссылкой на два знакомых с обсуждением источника и одного высокопоставленного федерального чиновника сообщил, что в правительстве подготовили концепцию возвращения в Россию ушедшего зарубежного бизнеса, которая предполагает два сценария. Первый вариант — так называемые гринфилд-инвестиции (вложения в невспаханное зеленое поле. — «Эксперт»), что означает реализацию проекта с нуля; им смогут воспользоваться все желающие компании, в том числе «токсично» ушедшие из России. Второй вариант предполагает подачу заявки в подкомиссию правительственной комиссии по иностранным инвестициям, которая будет принимать решение о возвращении активов ушедшим иностранным компаниям.

Возвращение иностранного бизнеса в Россию будет рассматриваться с учетом ситуации на рынке, говорил первый вице-премьер Денис Мантуров в середине июня. По его словам, если возвращение иностранной компании будет мешать или не будет способствовать дальнейшему закреплению российского производителя, то это будет противоречить интересам РФ.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag