Андрей Костин заявил о готовности банков реструктуризировать долг РЖД

Фото: Евгений Реутов/Фотобанк «Росконгресс»
Российские банки, включая крупнейших кредиторов РЖД, готовы пойти на реструктуризацию долга компании. Ключевым условием будет сохранение Центробанком резервных требований по таким кредитам. Об этом в интервью Reuters заявил президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин.

ВТБ как крупнейший кредитор РЖД участвует в обсуждениях с правительством и регулятором о путях поддержки компании. Как пояснил глава ВТБ, банки согласны реструктурировать займы и отсрочить платежи при условии, что Центробанк не будет требовать увеличения резервов под эти кредиты.

Кредиторы просят регулятор продлить на следующий год действующую с 2025 года льготную меру, позволяющую банкам реструктуризировать корпоративные долги без наращивания резервов, если заемщик исправно обслуживает долг и предоставляет трехлетний финансовый план. «У Центрального банка есть возможность это сделать. Он может сохранить резервы на текущем уровне и позволить нам, например, отложить платежи по процентам для РЖД на более поздний срок», — отметил Андрей Костин.

Одновременно банки отвергли альтернативное предложение о конвертации 400 млрд руб. долга РЖД в акции компании, которое было озвучено на заседании правительства. Как пояснил глава ВТБ, ЦБ выступает против подобных инвестиций в непрофильные активы, кроме того, это создает нагрузку на капитал кредитных организаций.

Финансовое состояние РЖД, как отметил Андрей Костин, обусловлено высокими процентными ставками и обязательствами компании перед государством по поддержанию инвестиций. Речь идет, в частности, о развитии железнодорожной сети на Дальнем Востоке и убыточных грузовых перевозках. В качестве примера глава ВТБ привел экспорт российского угля в Китай по железной дороге. По словам топ-менеджера, в качестве альтернативы этот уголь можно использовать для генерации энергии и питания российских дата-центров, построенных рядом с электростанциями.

Сейчас банки ожидают от РЖД представления финансового плана. «Вопрос в том, какую финансовую модель представят РЖД и сможет ли компания вернуть все эти деньги за три-пять лет. Этом вопрос сейчас прорабатывается», — сказал Андрей Костин.

О возможности реструктуризации задолженности РЖД в конце ноября сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.

Reuters со ссылкой на анонимные источники 25 ноября писало, что правительство России рассматривает меры поддержки РЖД, долг которого, как утверждают собеседники агентства, составляет 4 трлн руб. По их словам, среди мер поддержки — повышение цен на грузоперевозки, увеличение субсидий, снижение налогов или использование средств ФНБ.

Как следует из финансовой отчетности РЖД, за девять месяцев 2025 года чистая прибыль составила 24,9 млрд руб. — в четыре раза меньше, чем годом ранее (105,6 млрд руб.). Доходы компании в общей сложности достигли 2,7 трлн руб. (+10,6% год к году), включая 1,9 трлн руб. (+8%) от грузовых перевозок и 374,8 млрд руб. (+13,3%) от пассажирских. Долгосрочные обязательства РЖД на 30 сентября составляли 2,58 трлн руб. против 2,18 трлн руб. на конец 2024 года. Краткосрочные обязательства при этом сократились с начала года с 2,84 трлн до 2,65 трлн руб.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag