Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах

Фото: Heather Wilde/Unsplash
С 2026 года российские авиаперевозчики будут обязаны вести мониторинг выбросов углекислого газа на международных рейсах и представлять отчеты в Минэкономразвития, говорится в тексте соответствующего законопроекта, с которым ознакомился РБК.

Поправки, подготовленные Минэкономразвития в Воздушный кодекс России и федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», могут вступить в силу 1 сентября 2026 года. Новые правила необходимы для участия России в системе сокращения выбросов углекислого газа CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation), внедряемой Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Как пояснил первый заместитель министра экономического развития Максим Колесников, без адаптации правил CORSIA российские авиакомпании могут столкнуться с дополнительными ограничениями. По его словам, для участия в CORSIA нужно расширить государственный учет выбросов, создать систему аккредитации верификаторов и уточнить требования к национальным климатическим проектам.

Поправки распространят действие закона «Об ограничении выбросов парниковых газов» на авиаперевозчиков, отмечает РБК. CORSIA предусматривает обязательства для компаний, выбрасывающих более 10 тыс. тонн CO2 в год, включая утверждение планов мониторинга топлива, независимую оценку отчетов и компенсацию эмиссий.

Методы мониторинга потребления топлива и порядок формирования планов определит Минтранс, сказано в пояснительной записке. Авиакомпании будут формировать отчеты об эмиссии углекислого газа и подавать их в Минэкономразвития, которые затем будут проходить независимую проверку в аккредитованных организациях, порядок аккредитации которых установит правительство.

Как следует из законопроекта, требования не распространятся на рейсы, выполняемые в гуманитарных, медицинских, противопожарных целях, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Они коснутся только перевозок пассажиров на международных маршрутах.

Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич в мае указывал, что переход к обязательным требованиям ICAO может создать дополнительные издержки для российских авиакомпаний и снизить конкурентоспособность отечественного авиатоплива. Согласно резолюции ICAO A41-22, авиаперевозчики должны будут компенсировать выбросы CO2, превышающие 85% от уровня 2019 года.

По оценке Юрия Станкевича, эти расходы могут быть переложены на пассажиров и грузоотправителей, что приведет к росту тарифов и повышению нагрузки на другие виды транспорта. В качестве одного из решений депутат назвал развитие в России производства низкоуглеродного авиационного топлива (SAF) для сокращения углеродного следа.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag